Форум
Главная | Мой профиль | Магазин
|  Выход | Регистрация | Вход
Четверг, 02.05.2024, 22:34
Вы вошли как Матрос | Группа "Гости"RSS
Приветствую Вас Матрос |
[ Новые сообщения · Участники  · Поиск · RSS ]
       Убедительная просьба - загружать фотографии на сайт по новой схеме!! Ознакомьтесь с инструкцией>>> (есть видеоурок) Спасибо

ВНИМАНИЕ ! Ближайший месяц сайт будет доступен по старому домену serikoff.ucoz.ru Идут работы по восстановлению основного домена, ориентировочно 1-2 месяца
.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: sfinx, Sadko  
Форум » На корабельную тематику » Статьи на корабельную тематику » Казацкая чайка
Казацкая чайка
YarusДата: Понедельник, 18.04.2016, 14:45 | Сообщение # 1
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 5314
Поблагодарили: 30 раз  
Репутация: 44  ±
Имя: Яворский Руслан
Страна: Украина
На борту с: 11.10.2012
Статус: Offline
Благодаря Александру Павловичу у нас в Галерее Построенных Моделей появились первые "Чайки".

Хочу в этой теме по ближе ознакомить вас с этим легендарным судном украинских казаков и поскольку многие участники форума побывали на острове Хортица, так же жду от вас интересной информации и впечатлений.

Чертёж конструкции чайки, составил Гийом ле Вассер Де Боплан, 1660 год.


Чайка — беспалубный плоскодонный челн запорожских казаков XVI - XVII века, в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками.Длина около 18 метров, ширина 3,6 метра и высота бортов 1,6 метра. Снаружи бортов для увеличения остойчивости и плавучести крепился камышовый пояс (снопы, (фашины)) диаметром около 60 сантиметров. Такой «Спасательный круг» часто помогал казакам прятаться от вражеских судов — в случае опасности «чайка» загонялась в плавни и утапливалась, при этом благодаря фашинам лодка получала нейтральную плавучесть, то есть держалась на плаву в затопленном состоянии. Судно имело поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10 — 15 пар вёсел, носовой и кормовой рули, вмещал до 70 человек. Вооружение 4 — 6 фальконетов (пушки калибром 30 мм). На борту имелся достаточный для длительных морских походов запас оружия и провианта.Вместе с «чайками» казаки использовали и другие лодки, как речные, так и морские, и с другими названиями: дубы (их делали из дуба) и байдаки.

В 1820 году французский морской историк Монжери в книге «О подводном мореплавании и войне» утверждал:

Запорожские казаки пользовались гребными судами, способными погружаться под воду, преодолевая большие расстояния, а затем, поднявшись на поверхность моря, уходили в обратном направлении под парусами.

Скорость чайки на воде была весьма значительной. Судя по имеющимся упоминаниям, казаки доходили от устья Днепра до Анатолии за 36 — 40 часов. Следовательно, скорость чайки составляла приблизительно 13 — 15 км/ч, что без труда позволяло ей уходить от медленных турецких галер.

Тактика морской войны казаков на чайках

В 1634 году доминиканский аббат Эмиллио Дасколи из Каффы в «Описании Черного моря и Тартарии» описывал применение чаек так:

.. и по настоящее время до 30, 40 и 50-ти челнов спускаются ежегодно в море и в битвах причиняют столь жестокий вред, что берега Черного моря стали совсем необитаемы, за исключением некоторых мест, защищенных крепостями. На море ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с «чайками», особенно в тихую погоду.
Казаки так отважны, что не только при равных силах, но и двадцатью «чайками» не боятся тридцати галер падишаха, как это видно ежегодно на деле.




Запорожцы на «чайках» под командованием гетмана Сагайдачного уничтожают турецкий флот и захватывают Кафу в 1616 году.



Запорожцы на «чайках» нападают на турецкую галеру. Рисунок Опанана Сластиона, 1900 год.

Одни из многочисленных походов и сражений украински казаков на чайках:

1559 - знаменитый Крымский поход. Флотилия из 150 — 200 чаек и дубов спустилась от Хортицы по Днепру, захватила два турецких корабля и высадила войска на западное побережье Крыма неподалёку от Перекопа. После нескольких успешных стычек с отрядами Девлета I Гирея запорожцы взяли Кафу, главный невольничий рынок, освободили пленённых соотечественников и успешно возвратились на Хортицу.

1652 - 1 000 казаков напали на Стамбул, опустошили окрестные населённые пункты и захватили в плен 150 человек. На обратном пути их настигли 10 султанских боевых судов, однако казаки сумели уничтожить большую часть турок и разогнать их корабли. Данный факт говорил о большом мастерстве ведения морского боя.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чайка_(лодка)


на стапеле HMS Victory 1:84 по чертежам Noel

Время и нервы на флудистов не трачу - сразу БАН!!!

 
YarusДата: Понедельник, 18.04.2016, 14:57 | Сообщение # 2
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 5314
Поблагодарили: 30 раз  
Репутация: 44  ±
Имя: Яворский Руслан
Страна: Украина
На борту с: 11.10.2012
Статус: Offline
Уникальная казацкая чайка.

http://beta.shukach.com/en/node/406





на стапеле HMS Victory 1:84 по чертежам Noel

Время и нервы на флудистов не трачу - сразу БАН!!!

 
YarusДата: Понедельник, 18.04.2016, 21:09 | Сообщение # 3
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 5314
Поблагодарили: 30 раз  
Репутация: 44  ±
Имя: Яворский Руслан
Страна: Украина
На борту с: 11.10.2012
Статус: Offline
Кто расскажет более подробней, где эта пушка находилась?



на стапеле HMS Victory 1:84 по чертежам Noel

Время и нервы на флудистов не трачу - сразу БАН!!!

 
VladSFДата: Понедельник, 18.04.2016, 21:14 | Сообщение # 4
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 1860
Поблагодарили: 35 раз  
Репутация: 37  ±
Имя: Владимир
Страна: Украина
На борту с: 05.04.2013
Статус: Offline
В свое время фото чайки показывала Оля.

http://serikoffshipmodels.com/forum/12-114-5

Да и на днях на своей страничке в Facebook показала несколько фоток реконструкции чайки.


 
YarusДата: Понедельник, 18.04.2016, 22:59 | Сообщение # 5
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 5314
Поблагодарили: 30 раз  
Репутация: 44  ±
Имя: Яворский Руслан
Страна: Украина
На борту с: 11.10.2012
Статус: Offline
Цитата VladSF ()
В свое время фото чайки показывала Оля.


Владимир Федорович помню я про эти сообщения, но они были до этого видны только группе моделистов.

Наверное пришло время их переместить на общее обозрение.

Дата сообщений была "Суббота, 11.07.2015, 13:47 | Сообщение # 232"

Сейчас при перемещении сообщения будут сегодняшним днем так что извините (c 6 по 14 сообщение), хотя думаю остальным будет тоже интересно, хотя бы чтоб представить размеры Чайки.


на стапеле HMS Victory 1:84 по чертежам Noel

Время и нервы на флудистов не трачу - сразу БАН!!!

 
sfinxДата: Понедельник, 18.04.2016, 22:59 | Сообщение # 6
Капитан I ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 992
Поблагодарили: 16 раз  
Репутация: 29  ±
Имя: Оля
Страна: Украина
На борту с: 19.10.2012
Статус: Offline
- и высоты даже не боюсь, когда надо)))


 
BeliyДата: Понедельник, 18.04.2016, 22:59 | Сообщение # 7
Вице-адмирал
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 2718
Поблагодарили: 44 раз  
Репутация: 29  ±
Имя: Александр Белов
Страна: Украина
На борту с: 24.07.2013
Статус: Offline
Молодец Оля! Дерзай, может построишь такую интересную модель! Надо поднимать и свою историю! respect

Не бойся сделать ошибку, бойся ничего не сделать...

С уважением Александр.

 
YarusДата: Понедельник, 18.04.2016, 22:59 | Сообщение # 8
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 5314
Поблагодарили: 30 раз  
Репутация: 44  ±
Имя: Яворский Руслан
Страна: Украина
На борту с: 11.10.2012
Статус: Offline
Цитата Beliy ()
Надо поднимать и свою историю!

+1  respect


на стапеле HMS Victory 1:84 по чертежам Noel

Время и нервы на флудистов не трачу - сразу БАН!!!

 
VladSFДата: Понедельник, 18.04.2016, 23:00 | Сообщение # 9
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 1860
Поблагодарили: 35 раз  
Репутация: 37  ±
Имя: Владимир
Страна: Украина
На борту с: 05.04.2013
Статус: Offline
Молодец, Оля! Как разживешься чертежами, то поделись. На эту лодочку у меня спецзаказ от громады поселка.
То. что надыбал по "Чайке" в сети - ну просто "пародия".


 
sfinxДата: Понедельник, 18.04.2016, 23:00 | Сообщение # 10
Капитан I ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 992
Поблагодарили: 16 раз  
Репутация: 29  ±
Имя: Оля
Страна: Украина
На борту с: 19.10.2012
Статус: Offline

Есть замечательная книжечка "Запорозька Чайка" - Нефедова и Кобалии - там очень подробные чертежи! Это я доколупалась к мелочам, что Дмитрий не выдержал и пригласил на Хортицу что бы я сама могла померять  потрогать рассмотреть))) Автограф автора - я тоже конечно же взяла!
Книжку я увидела у Ивана Дацюка, а потом нарыла её в интернет и себе заказала happy Так же в книге подробно описаны доводы и факты что это именно Чайка 18 века, и каким модернизациям она была подвергнут, когда галерный     мастер Алатчанин скрестил Чайку 16-17 века с галерой - вышел вот такой гибрид)))

Это я в ангаре фотографировала, но самой книге все есть с подробным описанием и сечениями. Единственная разница в том, что книгу писали когда Чайку только подняли и она была большим пазлом, а сейчас уже она полностью отреставрирована и все мелкие детали расставлены по местам и можно даже хорошие чертежи еще более подробно доработать! Вот чем и займусь теперь в свободное время)))




 
VladSFДата: Понедельник, 18.04.2016, 23:00 | Сообщение # 11
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 1860
Поблагодарили: 35 раз  
Репутация: 37  ±
Имя: Владимир
Страна: Украина
На борту с: 05.04.2013
Статус: Offline
Оля, спасибо!

 
БачаДата: Понедельник, 18.04.2016, 23:00 | Сообщение # 12
Мичман
Группа:
Моделисты

Сообщений: 52
Поблагодарили: 0 раз  
Репутация: 0  ±
Имя: Игорь
Страна: Украина
На борту с: 27.07.2014
Статус: Offline
Оля здраствуите. В конце книги есть смоделированая бригантина в 3d,(корпус этои бригантины подняли со дна реки, что около Хортицы.) Если можна выставте скан на всеобщие обозрение. ПОЖАЛУСТА.
 
sfinxДата: Понедельник, 18.04.2016, 23:00 | Сообщение # 13
Капитан I ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 992
Поблагодарили: 16 раз  
Репутация: 29  ±
Имя: Оля
Страна: Украина
На борту с: 19.10.2012
Статус: Offline
В 3D чайка. Бпигантины там нет. По ней сейчас только собирают информационные акцию что бы потом подобнцю книгу вышла
выдать. Она очень здорово сохранилась! И красивая зараза))))


 
КонстантинТДата: Вторник, 19.04.2016, 00:16 | Сообщение # 14
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 1147
Поблагодарили: 11 раз  
Репутация: 14  ±
Имя: Константин
Страна: Украина
На борту с: 09.11.2015
Статус: Offline
После информации о том что Чайка могла ходить в "подводном " положении , нахожусь в одном шаге от того , чтобы поверить в выкопанный украми водоем , под названием Черное море biggrin
Ну а если серьезно - как же мало мы знаем о собственной истории ! Спасибо Руслану и Ольге за интересные материалы!


 
sfinxДата: Вторник, 19.04.2016, 08:59 | Сообщение # 15
Капитан I ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 992
Поблагодарили: 16 раз  
Репутация: 29  ±
Имя: Оля
Страна: Украина
На борту с: 19.10.2012
Статус: Offline
О класс - целая отдельная тема!
На чемпионате в Запорожье, мы коллективно посетили ангар с моделями 1к1)))
А в продолжение первой книги "Запорожська Чайка" вышла еще такая:
Первые 500 экземпляров подарили всем жалающим и "нуждающимся" в такой литературе людям и морским библиотекам (я её получила еще до официальной презентации))))




Добавлено (19.04.2016, 08:59)
---------------------------------------------
И еще один фотосет с "Чайкой" начала восемнадцатого века - и по всей видимости "грузовой" её вариант -  по крайней мере мы пришли к такому выводу. Вообще разбирающиеся бимсы очень похожи на современный батман (коневоз) тоесть эти странные отсеки могли быть для лошадей. причем кольца на стойках - это самые обычные развязки, а остатки звоздей на стойках - это от перегородок - что бы морды на кусались и не начали драться прямо на судне иначе бы перевернули бы его. А так же эти откидные бимсы могли убираться для еще более габаритного груза - например больших пушек (Мортир) при раскопках нашли несколько больших ядер, как раз от них 







 
YarusДата: Вторник, 19.04.2016, 13:19 | Сообщение # 16
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 5314
Поблагодарили: 30 раз  
Репутация: 44  ±
Имя: Яворский Руслан
Страна: Украина
На борту с: 11.10.2012
Статус: Offline
Цитата КонстантинТ ()
После информации о том что Чайка могла ходить в "подводном " положении , нахожусь в одном шаге от того , чтобы поверить в выкопанный украми водоем , под названием Черное море


biggrin

Мне нравится другое... поспали казачки, выпили горилки, кто то подумал что пора братков вызволять, выпили еще... сели на чайки, по пути похмелились... прибыли в Стамбул, сказали туркам здрасте... забрали братков и местное пойло... погрозили пальцем что за ними вдогонку за бухлом плыть не стоит и вернулись на Хортицу бухать дальше...

Цитата КонстантинТ ()
Ну а если серьезно


Вот и я так подумал  biggrin А ведь действительно...  два десятка галер вряд ли справились бы с пол сотней чаек в которых компактно запихано три с половиной тысячи рыл головорезов  biggrin


на стапеле HMS Victory 1:84 по чертежам Noel

Время и нервы на флудистов не трачу - сразу БАН!!!

 
YarusДата: Вторник, 19.04.2016, 14:05 | Сообщение # 17
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 5314
Поблагодарили: 30 раз  
Репутация: 44  ±
Имя: Яворский Руслан
Страна: Украина
На борту с: 11.10.2012
Статус: Offline
Упоминания в истории

Описывая Черное море и Тартарию, префект Кафы Эмиддио Дортелли д"Асколи в 1634 году писал о чайках следующее:

(прошу заметить русского флота тогда еще не было)

Если Чёрное море всегда было сердитым с древних времен, то теперь оно несомненно чернее и страшнее по причине многочисленных чаек, все лето опустошающих море и сушу. Эти чайки длинноваты, наподобие фрегатов, вмещают 50 человек, идут на вёслах и под парусом. Дабы они могли выдерживать жестокие бури, их обвязывают вокруг бортов соломой… На море же ни один корабль, как бы ни был он велик и хорошо вооружён, не находится в безопасности, если, к несчастию встретится с ними, особенно в тихую погоду.

Сподвижник Петра I вице-адмирал К. И. Крюйс также оставил записи о запорожских судах:

Челны́ казацкие не имеют палуб, длиною от 50 до 70 фут (15,25–21,35 м), шириною 20 фут (6,1 м). Вёсел от 16 до 40, суда имеют руль с носа и кормы.

Французский инженер Гийом Боплан, который в ХVII веке состоял на польской службе и занимался строительством крепостей на Польской Украине писал:

Казаки строят челны́ длиною в 60, шириною от 10 до 12, а глубиною в 12 футов. Челны́ сии без киля, дно их состоит из выдолбленного бревна ивового или липового, длиною около 45 футов; оно обшивается с боков на 12 футов в вышину досками, которые имеют длину от 10 до 12, а в ширину 1 фут и приколачиваются одна к другой так точно, как при постройке речных судов… Длина его постепенно увеличивается кверху: это яснее видно из приложенного рисунка. На оном можно заметить толстые канаты из камыша, которые обвиты лыками или боярышником и, как связанные бочонки, обхватывают чёлн от кормы до носа… Челны́ казацкие, имея с каждой стороны по 10–15 вёсел, плывут на греблях скорее турецких галер… Открывают же неприятельский корабль или галеру прежде, нежели турки заметят их челны́, возвышающиеся над морской поверхностью не более 2,5 фута.

После успешного участия казацких чаек в Кинбурнской баталии, в начале июня 1788 года под Очаковым Суворов писал:

...против бусурманских суден кажется мне полезным направить к блокфорту мои три запорожские судна, которые лишь одни способны к погоне.

После взятия крепости Хаджибей  и начала постройки там нового города (который позже назовут Одессой) 4 июля 1794 г. в специальном рапорте Суворов предложил использовать при создании местной команды моряков опыт и возможности тех казаков, которые не отправились на Кубань. В результате, 12 казацких «чаек» составили основу одесской флотилии.


на стапеле HMS Victory 1:84 по чертежам Noel

Время и нервы на флудистов не трачу - сразу БАН!!!

 
VladSFДата: Вторник, 19.04.2016, 16:29 | Сообщение # 18
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 1860
Поблагодарили: 35 раз  
Репутация: 37  ±
Имя: Владимир
Страна: Украина
На борту с: 05.04.2013
Статус: Offline
Руслан, вот видишь, после слияния всех сообщений, образовалась новая прекрасная тема. И Оля подтянулась к освещению этой темы.  respect

 
YarusДата: Среда, 20.04.2016, 00:13 | Сообщение # 19
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 5314
Поблагодарили: 30 раз  
Репутация: 44  ±
Имя: Яворский Руслан
Страна: Украина
На борту с: 11.10.2012
Статус: Offline
Морская слава Запорожских казаков. Казацкие чайки.



Самый ранний по дате морской поход запорожцев датирован в летописях 1492 годом. Это был набег на Тягинь. Кстати, в этот же год Колумб впервые достиг островов Центральной Америки, так что, эта дата символична, несмотря на то, что случайно дошла до историков, которые предполагали, что подобные плавания казаки предпринимали минимум с середины XV века.По свидетельству французского инженера при польском дворе Гийома Левассера де Боплана (возможно, родственника губернатора Тортуги Франсуа Ле Вассера) казаки делали суда, которые называли «чайками», длинною в 60 футов и 12 футов в ширину, и 12 футов в высоту. Эти корабли не имели киля, а их борта представляли собой сбитые внахлест гвоздями доски. Вдоль бортов крепились копны сухого камыша толщиной с бочонок, обвязанные липовым лыком. Камыш обеспечивал устойчивость и непотопляемость, так как палубы не было, и в бурю волны перехлестывали через борт. А благодаря камышу судно держалось на плаву, как пробка. На этих кораблях имелись переборки и скамьи для гребцов, два руля, один на корме, другой на носу. На каждом борту было по 10-15 пар весел. Мачта с одним прямым парусом, который поднимали лишь при попутном ветре. С точки зрения европейских кораблестроителей – суда запорожцев были примитивными, однако они вполне отвечали целям и задачам казаков. Им нужен был легкий, мобильный, непотопляемый флот для каждого похода. И «чайки» прекрасно отвечали всем этим требованиям, поэтому никакие западноевропейские корабли им были не нужны. «А нащо нам вони? Хиба ж и так турка не бьёмо?» Но известно также, что к концу XVII века запорожцы стали строить и совершенно другие суда, чье парусное вооружение было сходно с флибустьерской шхуной. Такие суда они называли «дуб». «Дуб» имел длину до 20 метров, палубу и две мачты. Однако именно «чайкам» обязаны запорожцы своей славой морских разбойников и тем, что чувствовали себя хозяевами Черного моря.В истории остались походы казаков на Тавань в 1502 и 1504 годах, а затем на Белгород-Днестровский в 1516 и в 1574 гг. На Очаков в 1523, 1527, 1528, 1538, 1541, 1545, 1547, 1548, 1551, 1556 годах. В 1560 году запорожцы сожгли Кафу, а в 1575 сумели разграбить три крупнейших турецких порта: окрестности Стамбула, Синоп и Трабзон. На следующий год были разорены Килия, Варна и Силистрия. Огнем и саблей казаки прошлись по всему черноморскому побережью в 1586, 1590, 1593, 1595 и 1599 годах. Получается, что по историческим документам запорожцы совершили минимум 25 крупных морских рейдов, в каждом из которых участвовало в среднем около тысячи казаков. Теперь они уже не боялись принимать сражения с турецким флотом. В мае 1602 года в устье Днепра они захватили у турков несколько галер, на которых с эскортом в 30 «чаек» вышли в море. Под Килией они захватили еще одну боевую галеру и несколько транспортных судов, в Днепровском лимане атаковали эскадру адмирала Гасан-аги, захватили его галеру и еще одно судно, шедшее из Кафы. А затем со славой и добычей вернулись домой.В 1606 году запорожцы напали на Килию и Белгород, попутно разгромив в море турецкую эскадру, и взяв на абордаж 10 галер. В тот же год казаки взяли крепость Варну, считавшуюся в XVII веке такой же неприступной, как в следующем столетии Измаил.В этом же году на сцену вышел замечательный казацкий флотоводец и гетман Запорожского войска Петро Сагайдачный, лично возглавивший поход на Кафу. На следующий год он одержал блестящую победу над турецким флотом у Очакова, а в 1609 году 16 казацких чаек навели ужас на Измаил, Килию, Аккерман, а другой отряд напал на Кафу. К 1613 году запорожцы разорили практически все южное побережье Крыма, поэтому их деятельность перекинулась в Малую Азию. Если раньше они совершали лишь кратковременные набеги на турецкую территорию, то 1614 год можно считать началом широкого вторжения в Турцию с моря. В том году 40 чаек разорили Синоп, ворвавшись в город, уничтожив даже гарнизон старого замка, а уходя подожгли город, верфи и взорвали арсенал. На следующий год казачий флот появился уже на горизонте самого Стамбула. Не устрашась 240-тысячного гарнизона турецкой столицы, и 6-тысячную отборную гвардию самого султана, отряд казаков разорил порты Мизевну и Архиоку. Султан в тот день охотился в предместьях Стамбула, и его очень заинтересовали столбы дыма, поднимавшиеся над городом. Прибыв во дворец, он с удивлением узнал, что это были казаки. Тогда в ярости султан приказал своему адмиралу Капудан-паше догнать и отомстить налетчикам, что тот на свою беду и исполнил: в устье Дуная казаки разгромили всю турецкую эскадру и взяли в плен самого адмирала.В 1616 году гетман Сагайдачный с двумя тысячами казаков одержал блестящую морскую победу в Днепровском лимане, разгромив 14-тысячную турецкую армию на 116 судах, которая была в составе эскадры Али-паши. Казаки потопили, сожгли и захватили 15 галер и более 100 вспомогательных судов.Осенью того же года гетман Сагайдачный подошел со своей флотилией к Синопу. Потом неожиданно напал на порт Минер, где уничтожил 26 турецких кораблей. Адмирал Циколи-паша с шестью галерами кинулся было в погоню, но, догнав, был наголову разбит и потерял половину своих судов. А когда адмирал Ибрагим-паша подошел со своей эскадрой к Очакову, чтобы подкараулить возвращающихся в Сечь казаков, то они, узнав об этом, развернулись и напали на оставленный без защиты Синоп, а затем эскадра Сагайдочного вторглась в пролив Босфор. За это безобразие султан повесил свого великого визиря Насир-пашу.



В 1617 году казаки гетмана Дмитро Барабаша подошли к Стамбулу, и их паруса были видны из окон дворца турецкого султана. Они снова разбили эскадру турков, потопив ее вместе с главнокомандующим. После этого султан в полном отчаянии запросил помощи у короля Речи Посполитой Сигизмунда III, жалуясь на неправомерные действия его подданных. Но у короля были дела поважнее, поэтому он лишь пригрозил запорожцам, что оставит их без денежного довольствия, и направил посольство в Сечь, чтобы урезонить буйны головы не обижать турка.Однако уже в 1620 году в морской поход вышли более 300 чаек с экипажем в 15 тысяч человек. Эта огромная плавучая армия летом следующего года чуть было не взяла столицу Османской империи, так как подступы к Босфору охраняли лишь три галеры. Никто не хотел сражаться с казаками, которые уже принялись грабить предместья Стамбула. Узнав об этом смелый адмирал Халиль-паша, чья эскадра базировалась в Килии, бросился на защиту столицы. Однако его галеры были заманены на мелководье, и 20 из них были сожжены. Остатки турецкого флота в страхе укрылись в гавани Стамбула.Блистательные казачьи победы на море совсем не означают, что турки были трусливыми и неумелыми мореплавателями. Случалось, что их эскадры также били казаков, а захваченных в плен предавали жестокой публичной казни, топтали слонами, разрывали на части, закапывали и сжигали заживо.Зимой 1623-24 гг на Сечи снова готовились к походу. А весной при выходе из Днепровского лимана казаки встретились с эскадрой турок из 25 галер и 300 мелких судов, равных по размеру казачьим. Морское сражение шло несколько часов, но запорожцы все же прорвались в море. В том же году в поход вышла флотилия из 150 чаек. В июне 1624 года под стенами Стамбула вновь показалась флотилия из 102 чаек.Летом 1625 года казацкая флотилия достигла колоссальных размеров – 350 чаек. Если считать, что на каждой из них было по 50 казаков, то получится более 17 тысяч сабель. По современным меркам это почти две дивизии, укомплектованных по штатам военного времени! Несметный флот для того времени. Однако управлять таким громадным флотом оказалось непросто. Турки направили против него все свои черноморские силы (43 галеры) под командованием адмирала Реджеб-паши. Огромное сражение произошло в устье Дуная и закончилось победой турецкой эскадры. По сведениям турок, было захвачено 786 пленных, и потоплено 172 чайки. Французский посол де Сези так описал успех турецкого флота: «Если бы не северный ветер, который поднялся и помог паше, казаки разгромили бы его флот».Итак, за 10 лет (с 1614 по 1624 год) эскадра запорожских казаков минимум 5 раз громила турецкий флот в морских сражениях, дважды убивав турецких адмиралов, трижды нападав на столицу Турции. Тут нужно заметить, что «регулярный флот» царя Петра I не добился вообще никаких результатов в Черном море. А победы запорожских казаков там же были настолько громкие, что французский король дал приказание своему послу в Варшаве де Брежи нанять их флот для войны с Испанией. И можете себе представить, запорожская эскадра на чайках с 2400 казаками, вышла из Днепра в Черное море, прошла Босфором и Мраморным морем, через Эгейское и Средиземные моря, через Гибралтарский пролив, обогнула Иберийский полуостров и достигла Дюнкерка, чтобы участвовать в его осаде, сражаясь с испанским флотом и знаменитыми дюнкеркскими приватирами. Эти сведения были обнаружены русским историком А. В. Половцевым в 1899 году в переписке принца Конде и кардинала Мазарини (1646).Через три года султан Турции, не в силах противостоять пиратскими набегам днепровских казаков, решил заключить мирный договор с Запорожьем. В 1649 году договор был подписан и казакам был открыт доступ во все порты Черного моря для торговли, а заодно на них была возложена ответственность за спокойствие на торговых путях. Султан предпочел иметь днепровских казаков в друзьях, чем во врагах. И, как свидетельствует хроника, после 1650 года активность запорожцев на море резко пошла на убыль, так как торговать им было менее хлопотно, чем воевать. К тому же, в это время началась освободительная война против поляков (1648-1654) под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого, чьим союзником выступал вассал турецкого султана крымский хан. Запорожцы были всецело заняты грабежом шляхетских поместий и не помышляли о больших морских походах. Только в 1660 году гетман Иван Сирко напал на Очаков, в 1663 году казаки дали сражение турецкому флоту, а в 1667 году прорвавшись через Сиваш в Крым, сожгли столицу крымского ханства, вынудив самого хана бежать на корабле в Турцию.В 1680 году турецкий султан решил урезонить запорожцев, послав им письмо с требованием о прекращении безобразия на море. Запорожцы изрядно посмеялись над этим посланием, и написали ответ, процесс сочинения которого запечатлен на знаменитом полотне Ильи Репина. В 90-х годах XVII века походы запорожцев почти прекратились. Правда, в 1690 году казакам удалось захватили казну крымского хана, и потопить два турецких судна, но уже никто из них не помышлял идти на Стамбул.Несмотря на новый век и новое тысячелетие, образ запорожских казаков продолжают подавать по-старинке, как кочевников-скотоводов, как сборище неких беглых крепостных крестьян с Руси, что совершенно неправильно. Большинство современных историков сходятся во мнении, что запорожские казаки были особым народом, сформировавшимся из потомков профессиональных воинов. Да, их среда постоянно пополнялась пришлыми, но они принимали старинные законы и обычаи древних казаков. Это роднит их с флибустьерами, подчинявшихся законам Берегового Братства. Все запорожские Сечи были не полевыми, а прибрежными крепостями, а основной силой был флот и морская пехота. В 1940 и 1951 годах археологи находили в этих местах остатки кузниц и плавильных мастерских, где изготавливалось снаряжение для кораблей: якоря, скобы, крепления для судов, но не было найдено ни подков, ни стремян, ни украшений для сбруи. Запорожцы были в первую очередь моряками, разработавшими особый тип судостроения, пригодного как для прибрежного плавания, так и в открытом море. Они придумали особую тактику ведения морского сражения — «осиный рой» — когда мелкие суда окружают и нападают на крупные, подавляя сопротивление их экипажа непрерывным ружейным огнем с ближней дистанции, с последующим захватом в абордажном бою. Такой же тактики придерживались и флибустьеры, действующие в это же время в Вест-Индии. Так что можно смело сказать, что запорожские казаки были не менее искусными и смелыми флотоводцами и моряками, а также одержали не меньше громких побед, чем их коллеги по морскому разбою французы, англичане и голландцы в испанских морях.

Автор: Максим Жаров

источник: http://getmanat.org/morskay....hayki-2


на стапеле HMS Victory 1:84 по чертежам Noel

Время и нервы на флудистов не трачу - сразу БАН!!!

 
YarusДата: Среда, 20.04.2016, 13:27 | Сообщение # 20
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 5314
Поблагодарили: 30 раз  
Репутация: 44  ±
Имя: Яворский Руслан
Страна: Украина
На борту с: 11.10.2012
Статус: Offline
Оля привет! Ты не задавала вопрос, какой вес был такой чайки?

Мне просто интересно когда казаки затапливали судно как они с него сливали воду, надо было перевернуть на мелководье и вытащить на сушу... интересен вес?


на стапеле HMS Victory 1:84 по чертежам Noel

Время и нервы на флудистов не трачу - сразу БАН!!!

 
КонстантинТДата: Среда, 20.04.2016, 13:59 | Сообщение # 21
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 1147
Поблагодарили: 11 раз  
Репутация: 14  ±
Имя: Константин
Страна: Украина
На борту с: 09.11.2015
Статус: Offline
Цитата Yarus ()
как они с него сливали воду, надо было перевернуть на мелководье и вытащить на сушу...

Думаю, что 50 крепких парубков сделали бы это относительно легко. Но есть ещё один очевидный вариант - вычёрпывание воды.... Но всё таки согласен, что лучше услышать мнение специалиста.


 
YarusДата: Среда, 20.04.2016, 23:48 | Сообщение # 22
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 5314
Поблагодарили: 30 раз  
Репутация: 44  ±
Имя: Яворский Руслан
Страна: Украина
На борту с: 11.10.2012
Статус: Offline


Этот румб посвящен необычным ладьям, получившим имя "Чайка" за скорость, маневренность и надежность. Как бесстрашные птицы улетают на десятки километров в открытое море, так и украинские лодки-ладьи уходили от своих поселений в дальние походы. "Чайки" непосредственно связаны с Украиной и ее народом, столетия боровшимся за свободу и независимость.

Украина, как государство, берет свое начало в Киевской Руси — государстве, образовавшемся во второй половине IX столетия. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в процессе исторического развития восточно-славянских народов; но пала, раздираемая внутренними противоречиями и ударами монголо-татарских орд. 

В результате ослабления Киевской Руси, ее земли попали под влияние Литвы и Польши. Разорительные нашествия Золотой Орды, позже султанской Турции и ее вассала — Крымского ханства, а также господство польских, литовских, венгерских феодалов вели к обнищанию украинского народа и его исходу на необжитые земли. 

С середины XV века таким прибежищем стали низовья реки Днепр, где была основана Запорожская Сечь военизированное городище свободных поселенцев. Поселенцы получили общее имя — казаки, что означает в переводе с тюркского языка "вольные люди". На днепровских островах и в плавнях казаки сооружали охранные укрепления засеки, откуда и появилось слово "Сечь".

Запорожская Сечь — это не что иное, как Запорожское укрепление. Сечь вела постоянную борьбу с турецко-татарской агрессией. Казаки совершали постоянные набеги на Крым и доходили по Черному морю до пределов Турции. Основной единицей военной казачьей организации был полк во главе с кошевым. В казацкий полк входили как конные, так и пешие воины. Он оснащался стрелковым оружием и артиллерией. Для участия полка в походе строились вместительные и быстрые ладьи —"чайки".

Обратимся к "Описанию Черного моря и Татарии", которое было составлено доминиканским аббатом Эмиллио Дасколи, префектом Каффы в 1634 году.
"На крайних пределах Руссии есть скалы и леса, образующие как бы остров на реке Днепр, где живут россы, называемые иначе казаками. Дабы мстить татарам, ежегодно набегавшим на их земли с целью грабежа, стали последние тридцать лет спускаться на выдолбленных челнах в Черное море, причиняя немало вреда прибрежным местам Татарии. 

На море они вначале завладевали маленькими судами и, поощряемые удачей в своих предприятиях, с каждым годом стали забирать все большие суда и в большем количестве, и, наконец, дошли до того, что десять лет тому назад триста челнов вышли в море и сразились с целым флотом падишаха. 

По словам всех очевидцев, если бы в день битвы была тихая погода, то ни одна галера турок не вернулась бы обратно. Однако, поднявшаяся сильная буря разметала "чайки", и туркам, идущим под всеми парусами, удалось потопить несколько. Однако с тех пор и по настоящее время до 30, 40 и 50-ти челнов спускаются ежегодно в морс и в битвах причиняют столь жестокий вред, что берега Черного моря стали совсем необитаемы, за исключением некоторых мест, защищенных крепостями. На морс ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с "чайками", особенно в тихую погоду. 

Казаки так отважны, что не только при равных силах, но и двадцатью "чайками" не боятся тридцати галер падишаха, как это видно ежегодно на деле. Всего три года тому назад они забрали две большие галеры и преследовали остальные. Ладьи-"чайки" длинноваты, вмещают до 50 человек и могут двигаться как на веслах, так и под парусами. Дабы они могли выдерживать жестокие бури, их обвязывают вокруг бортов камышом, который поддерживает их на воде".

Эмиллио Дасколи сравнивал казацкие "чайки" с фрегатами, но не трехмачтовыми военными кораблями, ставшими основой флотов морских держав XVIII века, а с небольшими, беспалубными судами, управляемыми латинским парусом и 8 - 10 веслами. 

"Фрегаты эти быстроходны, поворотливы и довольно схожи с "чайками" казаков". Другие современники отмечали, что "чайки" — суда грубой работы речной техники, державшиеся на воде во время шторма благодаря снопам камыша, и что ходили в море на таких простых лодках только отчаянные люди, и только в летние месяцы.

КАКОЙ ЖЕ ВСЕ-ТАКИ БЫЛА КАЗАЦКАЯ "ЧАЙКА"?


Какой же все-таки была казацкая "чайка"? В основу судна закладывался ствол большого столетнего дуба, которому придавали форму, выдалбливая сердцевину. Толщина оставшейся древесины была значительна, предположительно 12 - 15 см, что не случайно, так как на пути к Черному морю на Днепре "чайки" приходилось тянуть и через пороги, и по мелководью. 

К стволу дуба, выполнявшего одновременно роль днища и киля, крепились шпангоуты, которые подбирались по форме древесины так, чтобы не надо было затрачивать много времени на обработку. 

Доски, составляющие борта, имели также значительную толщину и крепились к шпангоутам железными гвоздями. Поперечную прочность "чайке" создавали скамьи для гребцов, которые крепились в борта. Щели обшивки конопатились мхом, использовалась также и смола деревьев. 

Съемная мачта устанавливалась точно по центру судна и несла рей с небольшим прямым парусом. Нос и корма "чаек" не отличимы друг от друга, и судно может двигаться в любом направлении, но все же зависит от того, в какую сторону будут грести гребцы. Для управления судном казаки использовали весла, располагая их по бортам. Длина "чаек" достигала 20 метров, ширина — 3,5 метров, а осадка — всего 0,6 метра.

Помимо Дасколи, изучением строившихся судов и казацких походов занимался французский военный инженер Боплан, состоявший на службе русского царя. Он особенно отмечал, что используемый тростник для придания плавучести ладьям в море казаки крепили по бортам к железным крючьям. Срезали казаки тростник уже перед самым выходом в море, не используя его на реке. 

Приспособление тростника для придания судну плавучести — не казачье изобретение: его использовали еще киммерийцы на своих камарах, что очень просто и надежно. К сожалению, о казацких ладьях сохранилось очень мало, а изображения не сохранились вовсе. Ничего удивительного в этом нет. Ведь Сечь была временным прибежищем, да и не находилась на одном месте постоянно.

Возрождение нового Украинского самостоятельного государства связано с распадом Советского Союза. С созданием государства возник интерес к истории страны, в особенности к ее славному казачьему прошлому. В 1990 году в старинном украинском городе Львове товарищество "Киш" начало работу над проектом и строительством 16-метровой "чайки". 

Ширина ее 3 метра. Строительство длилось три года, после чего корабль был перевезен на реку Днепр, где состоялся старт экспедиции, которая прошла тем же маршрутом, что и диера "Ивлия": устье Днепра - Стамбул - Пирей - остров Эльба — канал Дю Миди — Брест. В 1995 году корабль принял участие в крупнейшем морском фестивале в Голландии - "Парус - 95", а в 2000 - в Брестском международном морском фестивале.

В 1992 году другом коллектив, именуемый "Украинское море", осуществил проект 22-метровой "чайки". Вместительная большая ладья была построена на судоверфи в г.Николаевс и от своих предшественниц существенно отличалась. Если старинные "чайки" не имели палуб, то современная стала однопалубным двухмачтовым судном. "Эней" — такое имя в честь легендарного героя Троянской войны получил корабль. 

Он начал свое путешествие из Одессы в 1993 году и совершил два плавания в Черном и Средиземном морях. Как и у предшественниц, обшивка современных "чаек" выполнена вгладь, нос и корма заострены и абсолютно одинаковы. Такая конструкция корпуса позволяет подходить к берегу и носом, и кормой. 

Современные казаки, осуществив длительные плавания, доказали надежность и долговечность прекрасных ладей —"чаек", которые более столетия были помощниками украинского воинства в борьбе за независимость государства.

источник http://www.vokrugsveta.com/body/press/melnik/melnik.htm


на стапеле HMS Victory 1:84 по чертежам Noel

Время и нервы на флудистов не трачу - сразу БАН!!!

 
YarusДата: Четверг, 21.04.2016, 00:14 | Сообщение # 23
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 5314
Поблагодарили: 30 раз  
Репутация: 44  ±
Имя: Яворский Руслан
Страна: Украина
На борту с: 11.10.2012
Статус: Offline
Цитата Yarus ()
"вольные люди"

Кстати герб Украины обозначает именно это:

Красным обвел - "В"
Синим - "О"
Желтым - "Л"
Оранжевым - "Я"

ВОЛЯ



на стапеле HMS Victory 1:84 по чертежам Noel

Время и нервы на флудистов не трачу - сразу БАН!!!

 
sfinxДата: Четверг, 21.04.2016, 08:37 | Сообщение # 24
Капитан I ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 992
Поблагодарили: 16 раз  
Репутация: 29  ±
Имя: Оля
Страна: Украина
На борту с: 19.10.2012
Статус: Offline
Цитата Yarus ()
Оля привет! Ты не задавала вопрос, какой вес был такой чайки?Мне просто интересно когда казаки затапливали судно как они с него сливали воду, надо было перевернуть на мелководье и вытащить на сушу... интересен вес?

Не это не "Чайка"-довбанка. Чайки 16-17 века действительно подтапливали и они держались на воде за счет пояса из комиша (в состоянии нейтральной плавучести). 
А мы имеем "Чайку" начала 18 века построенную по новейшим технологиям того времени - на основе киля. Это был експеримент скрестить Чайку с галерой - вот мы и видим результат такого мутанта! У которой имеется даже помпа для откачивания воды. Все флортимберсы имеют триузольные вырезы по кторым вода собиралась в самой нижней точке и её благополучно откачивали ...
Помпа пока лежит отдельно -  клеится

Под неё возле мачты по правому борту есть квадратное отверстие во внутренней обшивке

(И пока еще не доделанные чертежи) - вот так она выглядит в плане

Дайте закончить мое иследнование и дописать записку - потом с удовольствием поделюсь и чертежами и инфой!!! Не хочу еще сейчас светить не законченные чертежи.
Общий вид тоже буду править - гвозди на ней не были прибиты систематично - они все по разному забивались - единственное что выдерживалось это 3 штуки на каждом шпангоуте - вот сижу и отрисовываю аутенчтично)))))


 
КонстантинТДата: Четверг, 21.04.2016, 13:48 | Сообщение # 25
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 1147
Поблагодарили: 11 раз  
Репутация: 14  ±
Имя: Константин
Страна: Украина
На борту с: 09.11.2015
Статус: Offline


 
dinozavrДата: Суббота, 10.06.2017, 14:13 | Сообщение # 26
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 1651
Поблагодарили: 28 раз  
Репутация: 38  ±
Имя: Могилюк Петр
Страна: Украина
На борту с: 25.10.2012
Статус: Offline
http://news.eizvestia.com/news-cu....a-video

 
Форум » На корабельную тематику » Статьи на корабельную тематику » Казацкая чайка
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

*с 9.10.13
Copyright Serikoff Станишевский Сергей © 2009-2024
При копировании материалов ссылка на оригинал обязательна!
|