Введение!
* В
алфавитном словаре упомянуты все термины, которые относятся к бригу
Меркурий. Иллюстрации почти всех терминов Вы найдете в 4-х
страницах чертежей. Значения цифр (от 1 до 152 на чертежах -
описаны в списке ниже словаря). Все остальные иллюстрации
добавлены в алфавитный словарь.
Алфавитный словарь морских терминов
А
Ахтерлюк - отверстие в палубе позади грот-мачты для погрузки грузов в кормовой трюм корабля.
Ахтерштевень - (голл.
achtersteven, achter – задний, steven – штевень, стояк) – брус,
установленный в задней части киля вертикально к нему; к ахтерштевеню
подвешивается руль. Ахтерштевень состоит из нескольких деталей:
фалстарн-поста, старн-кницы и заполняющих деревьев – кормового дейдвуда.
Анапуть - несколько
тросов, закреплённых в просверленном крае марсовой площадки и
проходящих через деревянный брусок с отверстиями – анапуть-блок. Нужен
для того, чтобы избежать зацепления марселями за марсы. Устанавливался
между передней кромкой марса и штагом.
Б
Бак - (голл.
bak) - надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком
раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок-мачты).
Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной,
повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т.д. (самый
верхний рис.)
Бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.
Бейфут - кусок
троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в
обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают железными, с
вертлюгами.
Блоки - простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге. Приспособление с вертящимся колесиком-шкивом внутри, через который пропускают трос для тяги.
Блинда-рей - рангоутная
перекладина на бушприте. Отказались от использования блинда еще в
восемнадцатом веке. Иногда сейчас вместо блинда-рея ставят два отростка
- блинда-гафеля.
Битенг - 1.
Деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления
тросов. Якорная цепь обносится вокруг битенга, что уменьшает скорость
отдачи якоря. 2. С кофель-нагельными планками - для крепления бегучего
такелажа.
Бриг - двухмачтовый
парусный корабль XVIII-XIX вв. с прямым парусным вооружением для
дозорной, посыльной и крейсерских служб. Водоизмещение 200-400 т,
вооружение 10-24 пушки. Экипаж до 120 человек.
Брасы - снасти бегучего такелажа, закреплённые на ноках реев и служащие для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).
Бом- принадлежность к предпоследнему уровню рангоутного дерева.
Бом-утлегарь - рангоутное дерево, служащее продолжением утлегаря.
Бом-кливер - первый сверху косой парус перед фок-мачтой (самый передний кливер).
Борт - бок судна.
Брам- принадлежность к самому верхнему уровню рангоутного дерева.
Брам-стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги и идущее вверх от неё.
Булинь - снасть, которой оттягивают к носу наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса, чтобы судно могло идти круто к ветру.
Бушприт - рангоутное
дерево, укрепленное на носу судна горизонтально или под некоторым углом
к горизонтальной плоскости (около 35 градусов). К бушприту крепится
стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов -
кливеров. На больших судах бушприт делался составным: продолжение
бушприта составляет утлегарь, а продолжение утлегаря - бом-утлегарь.
Бухта - трос, свернутый кругами.
Буйреп - трос,
закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим
поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.
Бизань - косой
парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется
к гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань-шкотом. Слово «бизань»
прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов,
крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на
бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет
называться «бегин-рей», а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой
площадки и на стеньгах, добавляется слово «крюйс».
В
Ванты - (голл.
- want) - снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из
стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь
оттяжками к борту и несколько в корму.
Вант-путенсы - железные
цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а
верхний закладывается за нижние юферсы. Не путать с путенс-вантами.
Ватер-вулинг - крепление
бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовые или
цепные. На современных парусных судах заменены железными бугелями и
скобами.
Вулинг - бандаж,
стягивающий несколько брусьев при изготовлении нижних мачт и бушпритов.
Обычно состоял из пяти или шести шлагов троса, положенных вокруг мачты.
Расстояние между соседними вулингами равнялось примерно 1 м.
Вымпел - (голл. - wimpel) - длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на мачте военного корабля, находящегося в кампании.
Выбленки - отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.
Выстрел - горизонтально
расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно
борту судна. Выстрелы предназначены для вынесения паруса за борт,
крепления шлюпок и создания такелажу соответствующего разноса.
Водоизмещение - вес корабля в тоннах, т.е. количество воды, вытесненной погружённой частью корпуса судна.
Г
Галсы - простые тросы, которыми оттягивают к носу шкотовые или галсовые углы косых парусов и крепят их.
Гардель - снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъёма нижних реев или гафелей.
Гафель - (голл.
- gaffel) (гик) - рангоутное дерево, которое на своём нижнем конце -
пятке - имеет развилку - усы, охватывающие мачту. Усы позволяют
поднимать гафель вдоль мачты или поворачивать гик относительно неё.
Гафели служат для крепления верхней шкаторины триселей, а гики - для
крепления нижней.
Гальюн - носовой свес, являвшийся продолжением грепа. Служил в основном декоративным целям и опорой бушприта.
Галерея -
кормовой декор, окна или открытые балконы, как часть жилой площади кают
капитана и офицеров. Как правило, богато украшены с надписью названия
корабля.
Грота-, Грот- принадлежность к грот мачте. (т.е. относится ко второй мачте спереди).
Грот - 1.
Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей. 2.
Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте),
привязывается к грота-рею. 3. Слово, прибавляемое к наименованиям реев,
парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.
Грот-бом-брамсель - четвертый снизу парус на грот-мачте.
Грот-брамсель - третий снизу прямой парус на грот-мачте, поднимаемый на брам-стеньге над марселем.
Грот-марсель - второй снизу прямой парус на грот-мачте, ставящийся между марса-реем и нижним реем.
Грот-люк - средний люк на палубе судна.
Гитовы -
снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и
триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса.
Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.
Гик - горизонтальное
рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над
палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К гику
пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.
Гюйс - В
России: красный флаг с синим Андреевским крестом, окаймленный белыми
полосами, и с белым прямым поперечным крестом. Поднимается на флагштоке
бушприта (с 8 часов утра до вечерней зари) вместе с кормовым флагом, но
только во время якорной стоянки.
Гюйс-шток - стойка, на которой поднимается гюйс.
Д
Дирик-фал - снасть бегучего такелажа, служащая для подъема искового конца гафеля.
Драйреп - 1.
(марса-фал) - снасть для подъема марса-рея. 2. цепь или проволочный
трос, прикрепленный к рею и проходящий через блок для его подъема.
Всякий драйреп кончается обычно талями, называемыми фалами. Например,
марса-драйреп и марса-фал вместе составляют приспособление для подъема
марса-реи.
З
Завал-тали - снасть для удержания гика, предотвращающая его самопроизвольный переброс на другой борт на полном курсе.
К
Карронада - короткая, легкая, большого калибра чугунная пушка.
Катер - шлюпка с 2-мя мачтами и 10-ю веслами.
Кнехт - 1.
на парусном корабле брус квадратного сечения, служащий для тяги и
крепления концов и некоторых снастей бегучего такелажа. 2. двойная
металлическая тумба для крепления швартовых. Бывает с перекладиной,
помогающей удерживать намотанный трос, называемой кнехтовой краспицей.
Кофель-нагель - стержни
из твёрдого дерева или металла длиной около 30 см. Вставляют в
отверстия кофель-нагельной планки для крепления и укладки снастей
бегучего такелажа.
Кофель-планка - деревянный
или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикрепленный
горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.
Кливер - косой
треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты. От стень-такелажа на
нок утлегаря проводится леер, по которому кливер поднимается и
опускается. На судне, где их три, кливером называется второй от мачты
парус. Первый называется стакселем, а третий - бом-кливером. Кливера
появились в XVIII в
Корма - задняя
оконечность судна. Кормой принято считать часть судна от самой задней
его части до ближайшего к ней люка или конца кормовой надстройки.
(самый верхний рис.)
Контр-бизань - гафельный
парус, позади прямого на бизань-мачте. Если на задней мачте есть нижний
прямой парус, он-то и называется бизань. Если прямого паруса там нет,
имя бизань носит гафельный парус.
Киль - (англ.
- keel)- основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его
длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах
киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются
шпангоуты. (второй рис. сверху)
Киль-блоки - две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливаются шлюпки.
Княвдигед - у
старинных парусных судов выдающаяся вперёд верхняя часть водореза.
Верхняя часть княвдигеда украшалась резной фигурой. (второй рис. сверху)
Кран-балка - балка с прикрепленной скобой, на которой размещались один или два блока, служащие для подъёма якоря.
Л
Лафет - деревянная тумба для удерживания орудия (пушки), управления и передвижения ее по палубе.
Лось-штаг - один из двойных штагов, по которому ходит косой парус.
Лопарь - ходовой или внешний конец, как у талей, так и у всякой снасти.
Лисель-спирты - тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фок- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.
Люки - отверстия в палубах: для опускания в трюм грузов - грузовые люки; для пропускания света - световые люки.
Леер - металлический
прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый
для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т.д. Леерами
также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт
судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт
во время шторма.
М
Мачта - вертикальное
рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых
стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т.
д.
Мартин-гик - рангоутное
дерево, укреплённое вертикально под эзельгофтом бушприта своим ноком
вниз. Его верхний конец был раздвоен. Служит для разноса ватер-штагов.
Марс - (марсовая
площадка) - площадка на топе составной мачты, прикрепленная к
лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса
стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке
парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и
мелкокалиберные орудия.
Н
Нирал - единственный гитов кливеров и стакселей.
Нок - конец
рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым
углом к плоскости горизонта (гика, гафеля, рея и т. д.). Кроме того,
ноком называется внешний конец бушприта, утлегаря и бом-утлегаря.
Нагель - 1. Деревянный гвоздь, которым скрепляют части деревянных судов. 2. Ось шкива блока.
О
Обух - болт,
у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в
верхней своей части. Предназначен для крепления гаков снастей такелажа
или стропов блоков.
П
Палуба - горизонтальный
ярус корабля. Начиная сверху имели следующие назначения: квартер-дек -
открытая палуба для управления судном; опер-дек - верхняя батарейная
палуба; мидель-дек - средняя батарейная палуба; орлоп-дек - палуба
жилых и служебных помещений; трюм - самая нижняя палуба. (самый верхний
рис.)
Парус - прикрепляемая
к некоему объекту (рангоутному дереву) ткань, растягиваемая
относительно ветра таким образом, чтобы его давление создавало силу,
приводящую объект в движение.
Смотри здесь по названию каждого паруса.
Помпа - судовые насосы, служащие для разных целей: трюмные помпы, пожарные, санитарные, питательные (для котлов) и т.д.
Пушка - бортовое орудие, основным зарядом, которой, является ядро.
Перты - закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.
Пятнерс - круглое или эллиптическое отверстие в палубе, через которое проходила мачта, так же конструкция удерживающая конец бушприта.
Путенс-ванты - 1.
железные прутья, нижние концы которых находятся на ракс-бугеле нижнего
рея или под ракс-бугелем на специальном путенс-вант-бугеле. Затем
путенс-ванты проводят через отверстия по краю марса, и их верхние концы
завершают кольцами, к которым скобами крепят путенс-вант-юферсы.
(Связи, идущие от вант из-под марса к боковым его кромкам; служат для
укрепления кромок марса и не дают ему выгибаться вверх от тяги
стень-вант.) 2. специальные оттяжки - похожие на короткие, идущие вниз,
ванты, которые снизу натягивают путенсы и крепятся к борту под
русленями. В наше время, когда русленей на парусниках уже нет, только
эти оттяжки идущие вниз от марсовой площадки и принято называть
путенс-вантами.
Р
Рангоут - (от
голл. "rondhout" - круглое дерево) - на судах парусного флота под
рангоутом подразумевались деревянные или металлические детали
вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения
грузовых работ, подъемы сигналов и т. д. Собирательное слово для
обозначения всех деревянных частей корабля, как то: мачт, стеньг,
брам-стеньг, рей, гиков, гафелей, грузовых стрел и т.д.
Ракс-бугель - состоят из 1-3 рядов деревянных шариков надетых на тросы, которые удерживают горизонтальный рангоут на вертикальном.
Рей - рангоутное
дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге
для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.
Роульс - каток,
отлитый из чугуна или выточенный из крепкого дерева и свободно
вращающийся на оси. Роульс ставится, например, в киповых планках или
отдельно для направления троса, для поддержки рулевых штанг и т.д.
Ростры - место на палубе, где уложен запасный рангоут. На рострах же иногда устанавливаются большие шлюпки.
Румпель - (от
гол. - roerpen, roer - весло, руль) - рычаг, укреплённый в верхней
части руля. Передает крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой
машиной или вручную.
Руслени - мощные
балки по наружным бортам парусного судна, расположенные на уровне
верхней палубы против мачт. Служат для разноса вант, которые
прикрепляются вант-путенсами к бортам.
Рым - прочное железное кольцо, вделанное в палубу, борт или пристань.
С
Салинг - деревянная
или стальная конструкция, служащая для соединения стеньги с ее
продолжением - брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для
разноса в стороны брам- и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму
из двух продольных брусьев - лонга-салингов и двух-трех
перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев - краспиц. Салинги называют
в зависимости от их принадлежности той или иной мачте: фок-салинг,
грот-салинг и крюйс-салинг.
Стень- принадлежность к стеньге (т.е. ко второму снизу вертикальному рангоутному дереву)
Стеньга - (голл.
- steng) - съёмное рангоутное дерево, являющееся продолжением судовой
мачты. Далее идёт брам-стеньга, а дальше бом-брам-стеньга.
Т
Такелаж - общее
наименование всех снастей, составляющее вообще вооружение судна или
вооружение рангоутного дерева. Такелаж, служащий для удержания рангоута
в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной - бегучим.
-примеры здесь, названия смотрите в тексте.
Тали - грузоподъемное
приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного),
соединенных между собой тросом, один конец которого укреплен неподвижно
у одного из блоков.
Талреп - род талей или натяжной вант для вытягивания стоячего такелажа или стягивания груза.
Топенант - снасть
бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки
рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также
называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля
Топ - верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.
Томбуй - смотри буйреп.
У
Утка - точеная
деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно на внутренней
стороне борта и палубе для крепления шкотов нижних парусов и триселей.
Иногда утки размещали на вантах, к которым их принайтовывали.
Утлегарь - рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту.
Ф
Фал - снасть, служащая для подъема некоторых рей, парусов, сигнальных флагов и т.д.
Флаг - прямоугольное
полотнище, сшитое из легкой шерстяной ткани - флагдука - разных цветов
и служащее отличительным знаком. Флаги делятся на сигнальные и
национальные, означающие какому государству принадлежит данное судно,
причем национальные флаги разделяются на военные, торговые и лично
присвоенные.
Флагшток - верхушка мачты или специальный шест, служащий для подъема флага.
Фока-, Фор- принадлежность
к фок-мачте (т.е. к первой мачте спереди судна) Слово, прибавляемое к
наименованиям реев, парусов, и такелажа, находящимся выше марса
фок-мачты.
Фордуны - снасти
стоячего такелажа, поддерживающие сзади и с боков стеньги, брам-стеньги
и т.д. При наличии двух пар снастей, поддерживающих одно и то же
рангоутное дерево, снасти, крепящиеся ближе к носу, называются
бакштагами, а задние - фордунами.
Фор-стень-стаксель, Фор-бом-брамсель, Фор-брамсель, Фор-марсель - смотр. аналогию с Грот-.
Фок - прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. Привязывается к фока-рею.
Форштевень - брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части). (второй рис. сверху)
Ш
Шкот - снасть,
закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого
паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты
удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также
называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.
Шкентель - короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.
Шпиль - большой
ворот с вертикальной осью, служащей для подъема якоря (якорный шпиль),
выбирания швартовных концов, подъёма реев, подъёма и спуска шлюпок.
Шпангоут - ребро судового остова (поперечный элемент конструкции корпуса). (второй рис. сверху)
Штаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие в продольном направлении вертикальные рангоутные деревья - мачты, стеньги и пр.
Штурвал - колесо с ручками, служащее для управления рулем.
Штуртрос - трос,
основанный между штурвалом и рулем, и проходящий через ряд неподвижных
блоков. Служит для передачи усилия от штурвала к румпелю, и через него
к рулю.
Э
Эзельгофт - деревянная
или металлическая соединительная обойма с двумя отверстиями. Одним
отверстием надевается на топ мачты или стеньги, а во второе
выстреливается (пропускается) стеньга или брам-стеньга.
Ю
Юферсы - род круглого толстого блока с гладкими дырами, называемыми окнами, вместо шкивов. Через юферсы основываются тросовые талрепы.
Я
Якорь - кованный
металлический снаряд, служащий для остановки судна путем сцепления его
с дном моря. Якоря бывают разных систем. Два якоря, всегда готовые к
отдаче и находящиеся на носу корабля, называются становыми. Кроме них
есть один или два запасных, хранящихся поблизости. Малые якоря,
служащие для перетягивания судна с места на место путем завоза,
называются верпами. Самый тяжелый верп называется стоп-анкером.