Работа над чертежами.
N.B. Все
доработки и исправления мноюзамечены и не есть 100% шаблоном. Это
сборник советов по улучшению и подготовке к работе. Потому именно Вам
выбирать прислушиваться к ним или нет. Буду рад и Вашим замечаниям и
исправлениям. Если заметили еще что-то, чего не заметил я - пишите в
этом блоге. Заранее спасибо.
Каждый
проект начинается с чертежей! И не секрет, чем лучше продуман чертеж -
тем меньше проблем будет в дальнейшем. Повторюсь, как за основу я
взял чертежи фирмы Mantua. Но! Эти чертежи хороши только двумя
характеристиками: масштаб (1300мм длина) и самое главное - в них есть
рисунки всех деталей корпуса, чего например нет у фирмы JoTiKa. Но при
этом в Mantua очень сильно все упрощено. Никуда не годится ни рангоут,
ни такелаж!
Чтоб кратко сказать: Mantua спасибо за корпус, JoTiKa спасибо за
рангоут, такелаж и сходство с оригиналом, а Mamoli - за визуализацию
узлов сборки.
И так вернемся в первоистокам. Каркас - Mantua (чертежи которого можно
найти на сайте) достаточно неплохи, но! Все то же НО. В них полно
ошибок. Вот мы постараемся их все исправить. Многие сломав голову
сразу пилят-рубят, и только изредка заглядывает в чертежи. Хотя очень и
очень напрасно! Так как недооценка важности этого шага в постройке
может очень сильно огорчить в последующей работе.
Подряд я буду пояснять в чем же несостыковки, упрощения и упущения данных чертежей. Естественно всё в иллюстрациях.
На рисунке 1
я заменю деталь 25 на две объемных болванки по которым и будут
сгибаться и клеится рейки (в процессе постройки будет видно), но еще до
нее нужно будет отрезать княвдигед (переднюю часть) по линии карандаша,
в конце обшивки он приклеится обратно. А
так же доработать деталь №1. Не знаю, куда смотрели изготовители, но
именно через нее в процессе сборки будет проходить бушприт. Поэтому,
как показано на рис. 1, одноименную деталь усиливаем «П»-образным
выступом, убирая материал там, где его не должно быть. Чтоб не делать
этого на модели, рискуя все сломать. А на детале 16 делаем «С»-образный
вырез, как показано на рис.9.

*Кликнуть левой кнопкой мыши по изображению - открыть в новой вкладке
На рисунке 2 видно, как должен выглядеть ахтерштевень (планка, к которой крепится руль). И так же руль - он не должен быть вровень с килем , (чуть выше). Видно
и как нужно обрезать деталь 14, (указано штриховкой ту часть, которую
нужно убрать). При этом детали 18 вообще не будет! Корма совершенно по
другому будет изготавливаться (все будет видно в обзоре).
Так же были изменены шпангоуты. На рисунке 3
видно, часть, которая станет бортом – уменьшена к его толщине. Это
касается 8-го и 9-го шпангоута.
А 5-й, 6-й и 7-й будет изменены, как показано на рисунке 4.
Ну а теперь о несостыковках. На рисунке 5 показано
на сколько нужно сдвинуть прорез для 4-го и 5-го шпангоута. На 1,5мм и
на 0,7 мм кзади.
Как известно, мачты корабля не дома, они не всегда на 90 градусов по отношению к палубе. У Victory только передняя Фок-мачта без наклона, как указано на рисунке 6…
Грот-мачта имеет наклон который равен
2-м градусам! Как показано на рисунке 7. Это не учла фирма
производитель чертежей, в связи с чем далее будут идти исправления
этого.
А вот бизань-мачта наклонена еще больше. 3 градуса кзади, это видно на рисунке 8.
Вот и получается, что спереди проблем нет, все отверстия наместе и все совпадает (рис. 9)…
а вот далее – посложнее. В детали №15 отверстие сдвинулось на 1мм, а в 16-й – на все 3 мм. (рис. 10)
Аналогично и в задней части этих деталей. На 1 и 3,5 мм, соответственно. (рис. 11)
Еще выше (деталь 29) – еще больше отклонения – на целый корпус мачты, 8мм. (рис. 12)
Но самое интересное произошло с 28-й деталью. Здесь совпали все отверстия уже с учетом наклона!! (рис. 13, 14)…
но при этом задней части полное несостыкование. На 5,5 и 6,5 мм она заходит в 10-й и 11-й шпангоут. И потому то, что отмечено карандашом – нужно убрать (рис. 15). Так
же несостыковались и пазы с 8-м и 9-м шпангоутом, но даже без этого их
нужно сделать только на 2мм вглубь и на 5мм кпереди от неправильного
положения (рис. 14, 15).
С нижней палубой та же проблема. (рис. 16) Отверстие на 2,5 мм кзади и пазы только на 5мм вглубь (под вырез шпангоута см.рис.4)
Так же на чертежах не существует деталей №167 и 387 (чертеж фирмы JoTiKa), которые, по сути, очень важны! И
порты не указаны, что разные. На рисунке 17 видно, что левый порт – под
дверцу, которая заходит в паз, а правая – без этой дверцы, и паз (рама
вокруг отверстия) не нужен.
Еще хотел бы вернуться к корпусу, а именно к детали №14. Заблаговременно я подготовил пазы для основания, на котором будет модель стоять (рис.18).
А так же хотел заметить такое вот несходство с оригиналом. Трап, который спускается на нижнюю палубу по чертежам (справа) дальше
на один пролет от колокольни. Хотя правильно (слева), чтоб они (трапы)
были в первом пролете. Вторая пара – стоят правильно (их я не
изображал) (рис. 19).
Так же на чертежах Mantua нет таких деталей как
660, 162, 244-247, как указано на рис. 20 чертежей JoTiKa. Плюс ко
всему люк (левый) длиннее. Его я и поправил, как показано на рис. 21. А
что касается упрощения, которое сделала Mantua, убрав трап на палубу
ещё ниже, заменив его дверями – то я так делать не буду. Оба трапа
будут!Соответственно
деталь 16 от этого уменьшится. С 4-го по 8-й шпангоут будет прерывание
детали 16, как указанно на рис.21. Заверяю, на жесткость конструкции
или другие свойства это не повлияет! Т.к. все будет компенсироваться
деталями №26.
На данный момент работа с чертежами продолжается,
но существенных недостатков я больше не вижу. И если все же будут –
добавлю в этот раздел.
И первым моим добавлением будут изменения, которые я сделал уже непосредственно при изготовлении модели.
Да бы не видно было деталей №27 через среднюю палубу, я продлил нижнюю еще на одну пушку в каждую сторону (детально об этом во второй части обзора). Ну а что касается самих чертежей, то сделал я вот это.
В шпангоуте №4 вырезал внутреннюю часть (на подобии 5-го), а в 8-ом - так, как показано на второй фото. И для тех, кто так же сделает, но уже с учетом опыта - лучше палубу изначально просчитать по-длиннее (аналогично, смотрите часть 2 моего обзора).
Возможно... дальше будет...
Читать далее...
Часть 1