Форум
Главная | Мой профиль | Магазин
|  Выход | Регистрация | Вход
Пятница, 03.05.2024, 00:05
Вы вошли как Матрос | Группа "Гости"RSS
Приветствую Вас Матрос |
[ Новые сообщения · Участники  · Поиск · RSS ]
       Убедительная просьба - загружать фотографии на сайт по новой схеме!! Ознакомьтесь с инструкцией>>> (есть видеоурок) Спасибо

ВНИМАНИЕ ! Ближайший месяц сайт будет доступен по старому домену serikoff.ucoz.ru Идут работы по восстановлению основного домена, ориентировочно 1-2 месяца
.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: sfinx, Sadko, niko65, КонстантинТ  
Форум » Вопросы изготовления » Вопросы по устройству парусных кораблей » Испаньола" - бригантина, шунер, марсельная шхуна (поиск чертежей и ссылок)
Испаньола" - бригантина, шунер, марсельная шхуна
FortresДата: Понедельник, 31.03.2014, 21:03 | Сообщение # 1
Капитан 2 ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 1419
Поблагодарили: 28 раз  
Репутация: 28  ±
Имя: Константин Кравченко
Страна: Украина
На борту с: 24.04.2011
Статус: Offline
Господа, есть у меня задумка, повторить "подвиг" некоторых моделистов и "воосоздать" в модели крайне знаменитый корабль-фантом - "шхуну "Эспаньола" из романа Р.Л.Стивенсона "Остров сокровищ".

Изучение первоисточника указывает , что сие была английская двух-мачтовая марсельная шхуна водоизмещнием 200 тонн 18-го века, вооруженная одной вертлюжной девяти-фунтовой пушкой...
Более подробную картину я дам позднее...
Кроме того, в сети я нашел пару обсуждений, авторы которых сходятся на мысли, что "Эспаньола" не могла быть шхуной, а была, скорее всего, бригом или бригом-шхуной (бригантиной)...или же шунером...(эти материалы я то же выложу позднее).
А вот шхуну Стивенсон описал по той причине, что имел небольшой морской опыт именно на подобном корабле и мог обстоятельно описать конструкцию и порядок управления именно шхуной...А он добивался именно правдоподобности в этом своем первом романе...

Вот исходя из этих предпосылок я и решил попробовать сформулировать реальное представление о том, как же действительно мог выглядеть корабль, несший Джима Хоккинса к острову сокровищ капитана Флинта...

Для затравки предлагаю вашему вниманию несколько изображений...
Они не столько соответствуют реальному виду корабля (а может, как раз и соответствуют), но дают представление о том, КАКИМ я себе его представляю...
Эти картинки могут задать направление поиска...
Предлагаю...прошу...надеюсь, что все кто владеет какой либо информацией - картинками, чертежами, ссылками...поделится ими на страницах этой темы...

Шхуна "Америка"



Шхуна "Ханна"



Шхуна "Эспаньола"



А это - вообще уникальное фото, сделанное мною в 1974 году на ялтинской набережной.
Марсельная шхуна "Эспаньола", построенная для к/ф "Остров сокровищ" и "Робинзон Крузо"...после списания ее под кабак у отеля Ореанда (на фото мои родители и брат)



 
ProfosДата: Понедельник, 31.03.2014, 21:26 | Сообщение # 2
Капитан 2 ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 630
Поблагодарили: 6 раз  
Репутация: 9  ±
Имя: Gera Kalinin
Страна: Российская Федерация
На борту с: 08.09.2013
Статус: Offline
Эх!!! Идею мою украл. shock biggrin У меня даже наброски чертежей есть. Вопрос в том какой вариант хочешь построить, киношный или что то другое.



 
YarusДата: Понедельник, 31.03.2014, 23:33 | Сообщение # 3
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 5314
Поблагодарили: 30 раз  
Репутация: 44  ±
Имя: Яворский Руслан
Страна: Украина
На борту с: 11.10.2012
Статус: Offline
Цитата Fortres ()
английская двух-мачтовая марсельная шхуна водоизмещнием 200 тонн 18-го века

Может здесь найдете



на стапеле HMS Victory 1:84 по чертежам Noel

Время и нервы на флудистов не трачу - сразу БАН!!!

 
FortresДата: Среда, 02.04.2014, 11:08 | Сообщение # 4
Капитан 2 ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 1419
Поблагодарили: 28 раз  
Репутация: 28  ±
Имя: Константин Кравченко
Страна: Украина
На борту с: 24.04.2011
Статус: Offline
Вот-вот, Руслан...примерно в таком ключе...

Добавлено (02.04.2014, 10:01)
---------------------------------------------
Итак, начнем наше "исследование" с изучения первоисточника.Я сделал выборку из романа Р.Л.Стивенсона "Остров сокровищ", которая позволяет составить представление об "оригинальной" "Испаньоле".

- о корабле

...Лучше нашей шхуны и представить себе ничего невозможно. Управлять ею может младенец. Водоизмещение - двести тонн.
Название - "Испаньола...

... пришлось  мне повозиться с подбором команды.Я хотел нанять человек двадцать  -  на  случай  встречи с  дикарями,пиратами или проклятым французом...


в дальнейшем упоминается, что на борту было 26 человек.

-устройство корпуса

... Всю  шхуну переоборудовали. На корме из бывшей задней части среднего  трюма  устроили шесть кают, которые соединялись  запасным  проходом  по  левому  борту  с камбузом [камбуз - корабельная кухня] и баком [бак-возвышение в передней части корабля]. Сначала их  предназначали  для  капитана,  мистера  Эрроу,Хантера, Джойса, доктора и сквайра. Но затем две из них отдали  Редруту  и мне, а мистер Эрроу и капитан устроились  на  палубе,  в  сходном  тамбуре [сходной тамбур - помещение, в которое выходит трап (лестница,  ведущая  в трюм)], которыйбыл так расширен с обеих сторон, что мог сойти за кормовую рубку [рубка - возвышение на палубе судна для  управления].
Он,  конечно,был тесноват, но все же  в  нем  поместилось  два  гамака...


... с берега явились в  шлюпке  последние  матросы  и  вместе  с  ними Долговязый Джон.
Повар взобрался на судно с ловкостью обезьяны ....И, прикоснувшись рукой к пряди волос на лбу, нырнул в
кухонную дверь...


...Порох и оружие складывают в носовой части судна [в  носовой  части судна помещались матросы]. А между тем есть
прекрасное помещение под вашей (сквайра) каютой. Почему бы не сложить их туда?..

...Капитан Смоллетт, сквайр и доктор Ливси  разговаривали  о  чем-то  на шканцах [шканцы - пространство между грот-мачтой и бизань-мачтой]... ... три джентльмена спустились в каюту ...Когда я вошел, они сидели вокруг стола... Кормовой иллюминатор был открыт...

...сквайр и капитан вышли на палубу....Разбойники растерялись. Затем,  пошептавшись,  кинулись  к  переднему
сходному тамбуру, собираясь напасть на нас с тыла, но, наткнувшись в узком проходе
на Редрута с мушкетами, сразу же бросились обратно. Чья-то  голова высунулась из люка на палубу...

...Я укрепил  румпель,сошел вниз... стараясь стучать башмаками  как  можно  громче.  Потом снял башмаки, бесшумно прокрался  по  запасному  коридору  в  кубрик,  там поднялся по трапу и тихонько высунул голову из переднего сходного тамбура...

...Проскользнув  под  грота-гиком,загородившим палубу, я по трапу сбежал в каюту...На  перегородках,  выкрашенных  белой  краской  и украшенных золотым багетом, остались следы грязных пальцев...Я  заглянул  в  погреб.  Бочонков  не  было...


- высота борта над водой

...Мы с Джойсом нагрузили ялик доверху, бросая  все  как  попало.  Потом спустились в него сами через кормовой порт [отверстие в  борту]...
...Сквайр поджидал меня у  кормового  окна... Схватив брошенный мною конец, он  подтянул  ялик,  и  мы  снова
стали его нагружать...

...мною  вдруг овладело любопытство, и я решил заглянуть в иллюминатор каюты.
Перебирая руками, я подтянулся на канате. Мне  это  грозило  страшной опасностью: челнок  мог  опрокинуться  каждую  секунду.  Приподнявшись,  я увидел часть каюты и потолок...

...Бушприт навис у меня над головой. Я вскочил на  ноги  и подпрыгнул,  погрузив  челнок  в  воду.  Рукой  я  ухватился  за  утлегарь [продолжение бушприта], а нога моя попала между  штагом  [штаг  -  снасть,поддерживающая мачту] и брасом [брас - снасть, служащая для поворота реи]...

..."Испаньола"  внезапно  врезалась  в песок. От толчка она сильно накренилась на левый бок.  Палуба  встала  под углом в сорок пять градусов, через желоба хлынул поток воды, образовав  на
палубе возле фальшборта широкую лужу...


- высота фальшборта на корме

...Израэль Хендс сидел у фальшборта [фальшборт  -  продолжение  борта  выше  палубы]...при каждом толчке  скользил  все  дальше  и  дальше  к корме. Мало-помалу докатился он до борта, и нога его повисла над водой...

...перегнувшись через правый фальшборт, смотрел,  как  под  носом  пенится вода...


-оборудование палубы и рулевое управление

...Океан так сильно качал "Испаньолу", что вода хлестала в шпигаты [отверстия в борту на уровне палубы  для  удаления
воды]. Ростры [деревянный настил на палубе для шлюпок и снастей] бились  о блоки [деревянные бревна, поддерживающие ростры]. Руль хлопался о корму то справа, то слева, и весь корабль прыгал, стонал и трещал, как  игрушечный.
Я вцепился рукой  в  бакштаг  [натянутый  канат,  поддерживающий  мачту  с кормовой стороны]...

...Я  уже  мог разглядеть поблескивающую при поворотах медь румпеля [румпель - рычаг  для управления рулем]...

...В  полминуты  дополз  он  до  водосточного  желоба,  у которого лежал корабельный канат,  сложенный  кольцом...

...Мы оба потеряли равновесие и покатились,  почти  обнявшись,  прямо  к желобам...

...Я  отскочил  к  носу  и  выпустил  из  рук  румпель,  который  сразу выпрямился. Этот румпель спас мне жизнь: он ударил Хендса в грудь, и Хендс упал...

... я стою и смотрю  на  вертлюжную  пушку  [вертлюжная  пушка  - пушка, поворачивающаяся на специальной вращающейся установке -  вертлюге],которая была установлена в средней части корабля, - медную девятифунтовку...

...Пятеро  негодяев возились  возле  пушки,  стаскивая  с  нее  "куртку",  как  называли   они просмоленный парусиновый чехол, которым она была накрыта...


- шлюпочное вооружение

... нам пришлось спустить шлюпки, проверповать [верповать - передвигать корабль  с помощью  малого  якоря  -  верпа;  его  перевозят  на  шлюпках,  а   потом подтягивают к нему корабль] шхуну...

...В  одно мгновение я перелез через борт и спустился в носовой люк ближайшей шлюпки,которая в ту же секунду отчалила...

...Обе шлюпки отчалили  от  "Испаньолы" ...и мы решили, что я с Хантером поеду  на разведк
у в ялике...

-парусное вооружение

...Взглянув вверх, я увидел, что  поднялся  месяц,
посеребрив крюйс-марс [наблюдательная площадка на  бизань-мачте  (кормовой мачте корабля)] и  вздувшийся  фок-зейл  [нижний  прямой  парус  фок-мачты (первой мачты корабля)]...

...я проскользнул за фок-зейл (тут и ранее - ошибка переводчика...следует читать фок-Сэйл), повернул к  корме,
вышел на открытую палубу и вместе с Хантером и доктором Ливси  побежал  на наветренную  скулу  [скула  -  место  наиболее   крутого   изгиба   борта,переходящего в носовую или бортовую часть].Здесь собралась вся команда...

..."Испаньола" шла  под  гротом  [грот  -  нижний парус на грот-мачте]  и  двумя  кливерами  [кливер  -  косой  парус  перед фок-мачтой]. Ее необыкновенной красоты  снежно-белые  паруса  ослепительно серебрились на солнце...

...Не теряя  времени,  я пополз по бушприту и свалился  головой  вниз  на  палубу.  Я  оказался  на подветренной стороне бака. Грот скрывал от меня часть кормы...В  то  же мгновение грота-гик [гик - горизонтальный шест, по  которому  натягивается нижняя кромка паруса; в данном случае - грота] откинулся в  сторону,  шкот[снасть для управления нижним концом паруса] заскрипел о блоки, и я увидел корму...

...Ванты бизань-мачты висели у меня над головой. Я  уцепился
за них, полез вверх и ни разу  не  перевел  дыхания,  пока  не  уселся  на салинге [салинг - верхняя перекладина на мачте, состоящей из двух частей].
Моя стремительность спасла меня: подо мной, на расстоянии полуфута от моих ног,блеснул кинжал.Раздосадованный неудачей, Израэль Хендс  смотрел на меня снизу с широко открытым от изумления ртом...

... Быстро  свернул  я  кливера  и опустил их на палубу. Но опустить грот  было  куда  труднее.  Когда  шхуна
накренилась, гик перекинулся за борт, и конец  его  с  двумя-тремя  футами паруса оказался даже под водой. От этого положение стало еще  опаснее.  Но задача была столь трудна, что я ни к чему не решился прикоснуться. Наконец
я вынул нож и перерезал фалы [фал - снасть, при помощи  которой  поднимают паруса]. Гафель [перекладина, к которой прикрепляется верхний край паруса] сразу опустился, и большое  брюхо  повисшего  паруса  поплыло  по  водяной поверхности. Как я ни бился, я не мог ничего сделать с  ниралом  [нирал  - снасть для спуска парусов]...


Добавлено (02.04.2014, 10:08)
---------------------------------------------
Исходя из приведенных цитат попробем сделать первый "набросок" "Испаньолы" по-Стивенсону.

Судя по всему, это была небольшая торговая шхуна, которую переоборудовали для "легкой увеселительной прогулки".
Водоизмещение в 200 тонн дает нам примерные размеры корпуса:

-длина между перпендикулярами - примерно 30 метров;
-ширина по миделю - около 6 метров;
-осадка - примерно 3-3,5 метра.

Надводная часть часть корабля имела высоту порядка 6 футов(1,8 м) в носовой части:

(Если предположить, что Джим Хоккинс в своем подростковом возрасте был достаточно высоким (до 170 см), то и в этом случае выходит, что верхняя палуба с которой выходил бушприт(...Бушприт навис у меня над головой. Я вскочил на  ноги  и подпрыгнул,  погрузив  челнок  в  воду.  Рукой  я  ухватился  за  утлегарь...Не теряя  времени,  я пополз по бушприту и свалился  головой  вниз  на  палубу...) располагалась примерно в 7 футах (210 см) над ватерлинией.

Нижний срез кормовых иллюминаторов также располагался на уровне примерно 6 футов над водой (...Приподнявшись [в лодке], я увидел [через кормовой иллюминатор] часть каюты и потолок...) Это позволяет предположить,что нижняя палуба(трюм), на которой располагались матросский кубрик,камбуз,каюты сквайра и "офицеров" проходила примерно в 3 футах над ватерлинией.

Шхуна, судя по описанию, имела две палубы: верхнюю и нижнюю (трюм).

Под нижней палубой располагалось еще некое пространство  (по крайней мере в крмовой части), где был оборудован погреб (...Порох и оружие складывают в носовой части судна [в  носовой  части судна помещались матросы]. А между тем есть прекрасное помещение под вашей (сквайра) каютой. Почему бы не сложить их туда?..я по трапу сбежал в каюту......Я  заглянул  в  погреб.  Бочонков  не  было...)

Кроме того, судя по всему, в средней части нижней палубы была выгорожена грузовая камера, в которой при возвращении с острова были сложены найденные сокровища и откуда Сильвер "проковыряв перегородку" похитил мешочек с монетами при своем бегстве с "Испаньолы".Между боковой стенкой грузовой камеры и левым бортом был устроен проход шириной до 1 метра, соединявший кормовую и носовую часть палубы.

К грузовой камере в корму примыкали выгородки 6-ти кают (предполагаю, что каюты располагались по две с каждого борта и двойная в корме, которая использовалась как кают-кампания.

Между боковыми выгородками располагался трап на ют, где сходной тамбур расширили с двух сторон примерно на 1 метр, для помещения двух гамаков, образовав таким образом кормовую надстройку габаритами примерно:

-ширина - 3метра;
-длина - 2 метра;
-высота - 1,5-1,8 метра.

Вызывает определенные сомнения устройство носовой части корабля.
Я уже писал, что высота нижней палубы над ватерлинией около 3 футов(90 - 100 см), а высота верхней палубы - футов 7 (210 см).Таким образом, высота помещения в носовой части нижней палубы, где находились камбуз и матросский кубрик не будет превышать 1-1,2 метра, что мало для нормального размещения там людей.
Напрашивается наличие носовой надстройки, о которой Стивенсон не упоминает.Скорее всего, это был расширенный палубный люк с высоким, порядка 1-1,5 футов комингсом, расположенный за фок-мачтой.
Трап из переднего сходного тамбура вел в кубрик (...прокрался  по  запасному  коридору  в  кубрик,  там поднялся по трапу и тихонько высунул голову из переднего сходного тамбура...).
Камбуз имел отдельный вход с палубы (...нырнул в кухонную дверь...)

Фальшборта на верхней палубе были не высокими (...перегнувшись через правый фальшборт, смотрел,  как  под  носом  пенится вода...) порядка 3 футов.Ближе к кормовому срезу фальшборт уменьшался по высоте (...Израэль Хендс сидел у фальшборта [фальшборт  -  продолжение  борта  выше  палубы]...при каждом толчке  скользил  все  дальше  и  дальше  к корме. Мало-помалу докатился он до борта, и нога его повисла над водой...) Имелись шпигаты(водосточные желоба).

Рулевое управление шхуны - румпельное.(...Я  уже  мог разглядеть поблескивающую при поворотах медь румпеля [румпель - рычаг  для управления рулем]...Руль хлопался о корму то справа, то слева...)
Румпель выведен на ют (...Я  отскочил  к  носу  и  выпустил  из  рук  румпель,  который  сразу выпрямился. Этот румпель спас мне жизнь: он ударил Хендса в грудь, и Хендс упал...).

Парусное вооружение - стандартное для марсельной шхуны.
Две мачты : фок и грот, несли прямые нижние паруса и косые с гиком и гафелем, а также стеньги с марселями.
Марсов на мачтах не было, только салинги (хотя однажды Стивенсон упоминает крюйс-марс).

Нижние мачты были относительно не высокими - салинг расположен на высоте не более 3 метров над палубой (...Ванты бизань-мачты висели у меня над головой. Я  уцепился за них, полез вверх и ни разу  не  перевел  дыхания,  пока  не  уселся  на салинге [салинг - верхняя перекладина на мачте, состоящей из двух частей].
Моя стремительность спасла меня: подо мной, на расстоянии полуфута от моих ног,блеснул кинжал.Раздосадованный неудачей, Израэль Хендс  смотрел на меня снизу с широко открытым от изумления ртом...)


Бушприт крепился непосредственно на верхней палубе и скорее всего располагался почти горизонтально (...Не теряя  времени,  я пополз по бушприту и свалился  головой  вниз  на  палубу.  Я  оказался  на подветренной стороне бака...)
Бушприт имел утлегарь и нес два кливера (..."Испаньола" шла  под  гротом  [грот  -  нижний парус на грот-мачте]  и  двумя  кливерами  [кливер  -  косой  парус  перед фок-мачтой]. Ее необыкновенной красоты  снежно-белые  паруса  ослепительно серебрились на солнце...)

Как уже упоминалось, команда шхуны не предполагала ведения серьезных боевых действий на море, по-этому корабль вооружили одной 9-ти фунтовой пушкой на вертлюге (хотя сквайр Трелони в письме доктору Ливси не исключает "встречи с  дикарями,пиратами или проклятым французом...".
Пушка располагалась в средней части судна...хотя логичнее предположить, что на планширях были предусмотрены несколько мест для установки вертлюга с пушкой...В походном положении пушка укрывалась просмоленным парусиновым чехлом "курткой".

На "Испаньоле" имелось 2 большие шлюпки, вмещавшие не менее 10 гребцов и ялик(...Обе шлюпки отчалили  от  "Испаньолы" ...и мы решили, что я с Хантером поеду  на разведку в ялике...).
Ялик, скорее всего подвешивался на шлюпбалках за кормой.

Шлюпки размещались над грузовой камерой (по всей видимости, там был большой грузовой люк) на рострах.
Стивенсон дает весьма пространное описание , нуждающееся в комментариях (...Ростры [деревянный настил на палубе для шлюпок и снастей] бились  о блоки [деревянные бревна, поддерживающие ростры]...).




Сообщение отредактировал Fortres - Среда, 02.04.2014, 11:11
 
FortresДата: Среда, 02.04.2014, 16:37 | Сообщение # 5
Капитан 2 ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 1419
Поблагодарили: 28 раз  
Репутация: 28  ±
Имя: Константин Кравченко
Страна: Украина
На борту с: 24.04.2011
Статус: Offline
Попытаемся сделать набросок внутреннего пространства "Испаньолы" по Стивенсону.

С учетом высоты условного матроса в 170 см получаем



 
YarusДата: Среда, 02.04.2014, 16:54 | Сообщение # 6
Admin
Группа:
Администраторы

Сообщений: 5314
Поблагодарили: 30 раз  
Репутация: 44  ±
Имя: Яворский Руслан
Страна: Украина
На борту с: 11.10.2012
Статус: Offline
Цитата Profos ()
Вопрос в том какой вариант хочешь построить, киношный или что то другое.

В киношном варианте был штурвал.

Цитата Fortres ()
поблескивающую при поворотах медь румпеля


на стапеле HMS Victory 1:84 по чертежам Noel

Время и нервы на флудистов не трачу - сразу БАН!!!

 
FortresДата: Среда, 02.04.2014, 17:28 | Сообщение # 7
Капитан 2 ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 1419
Поблагодарили: 28 раз  
Репутация: 28  ±
Имя: Константин Кравченко
Страна: Украина
На борту с: 24.04.2011
Статус: Offline
В киношном варианте был моторный сейнер "Ворошилов"...
Я пытаюсь загнать описания Стивенсона в строгие формы настоящего корабля...
В принципе, в романе также имеет место переделанная торговая шхуна.
В данном случае, я "переоборудую" шхуну "Hannah", которая более всего подходит по параметрам.

Пока что главной,если не единственной проблемой остается носовая часть...
Стивенсон пишет, что Джим сначала подпрыгнул в лодке Бена Гана (т.е.практически с воды) и ухватился рукой за бушприт ( а значит бушприт нависает над водой максимум на 2,3 метра), а потом "свалися" с бушприта на палубу бака (значит бушприт проходит по палубе...При этом судя по описанию Стивенсона, верхняя палуба - сплошная, с люками на баке, в центральной части и на юте....Все это значительно ограничивает внутренние помещения по высоте...
Пытаюсь втискиваться...




Сообщение отредактировал Fortres - Среда, 02.04.2014, 19:50
 
FortresДата: Среда, 02.04.2014, 18:26 | Сообщение # 8
Капитан 2 ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 1419
Поблагодарили: 28 раз  
Репутация: 28  ±
Имя: Константин Кравченко
Страна: Украина
На борту с: 24.04.2011
Статус: Offline
Однако, отвлечемся от дел практических и обратимся к биллетристике...

Вот на Livejournal некто Crusoe  написал собственное исследование " Бриг "Испаньола".
http://crusoe.livejournal.com/172707.html

Автор, анализируя переписку и статьи Стивенсона, а также текст "Острова сокровищ", делает заключение, что "Испаньола не могла быть ШХУНОЙ, а была БРИГОМ.

Отправными моментами рассуждений Crusoe являются собственные слова Стивенсона, из письма отцу 28 октября 1885 года:

"...… Иллюстрированное издание «Острова Сокровищ» выйдет в следующем месяце. Я получил сигнальный экземпляр; эти французские рисунки восхитительны. … Художник… понял книгу ровно так, как я её задумал, но допустил одну или две маленькие погрешности – так, он сделал «Испаньолу» бригом..."


Вот иллюстрация того самого французского художника Жоржа Руа к первому иллюстрированному изданию «Острова Сокровищ». Здесь "Испаньола" - бриг.

Затем, через 9 лет Стивенсон снова говорит о типе знаменитого корабля. В статье «Моя первая книга: «Остров Сокровищ»» (первая публикация в журнале «Айдлер», август 1894), РЛС описывает свои посылки, отправные пункты приступа к роману:

"… Это будет история для юных читателей – значит, мне не понадобятся ни психология, ни отточенный стиль; в доме как раз живёт мальчишка – он-то и будет экспертом.  Женщины исключаются. Я не смогу управиться с бригом (а «Испаньоле», по правде говоря, полагается быть бригом), но, думаю, смогу обойтись шхуной без публичного сраму..."

Далее  автор статьи исследует маршрут "Испаньолы":

Выйти из Бристоля; спуститься до широты Лиссабона; поймать пассат и быстро идти до цели по пассатам и Северному Пассатному течению бакштагом – то есть наилучшим для парусника курсом, когда ветер идёт с кормы, под небольшим углом к линии движения судна; дойти так до Мартиники; подняться к Острову Сокровищ; вырыть и погрузить клад; идти Атлантикой на север – вдоль Багамских островов и побережья Флориды до мыса Хаттерас – по Антильскому течению и Голфстриму; затем ловить антипассаты и тем же бакштагом идти домой. Великая атлантическая карусель ветров и течений словно бы провернула «Испаньолу» на полный оборот по часовой стрелке.

Косые паруса выдуманы для оперативного лавирования и хождения круто к ветру. Они весьма пригодились бы, например, в Индийском океане с его переменчивыми, неустойчивыми ветрами, но не очень хороши для трансатлантика. На полных курсах шхуна стала бы рыскать, то есть терять скорость – а ей ведь грозили некоторые опасности – «пираты и проклятый француз» - как справедливо отметил сквайр Трелони. Атлантические пираты и каперы как раз очень любили бриг – маленький, ходкий, отлично «энерговооружённый» корабль. При встрече с пиратским или каперским бригом у «Испаньолы»-шхуны не оставалось шансов, но «Испаньола»-бриг могла бы и уйти.

И делает вывод:

Так, задача: «какой тип парусного судна должно выбрать сквайру Трелони для наискорейшего пути из Бристоля в Вест-Индии и обратно» имеет только одно решение – бриг. Интересно, что французский художник Жорж Руа в том не усомнился.

В ходе своих рассуждений Crusoe указывает на то, что по его мнению в романе "Испаньола" показана, ка ТРЕХ мачтовая шхуна.

Такое заключение основывается всего лишь на единственном упоминании "крюйс-марс":

"...Взглянув вверх, я увидел, что  поднялся  месяц посеребрив крюйс-марс [наблюдательная площадка на  бизань-мачте  (кормовой мачте корабля)] и  вздувшийся  фок-зейл  [нижний  прямой  парус  фок-мачты (первой мачты корабля)]..."

При этом он упускает из виду, что находится в бочке, стоящей на палубе ТРЕХ-мачтового корабля, так, что бы были видны и фок и бизань мачта ниже уровня марсов, очень проблематично... тем более, что в книг есть прямое указание на то, что задняя мачта была ГРОТОМ:

"...Проскользнув  под  грота-гиком,загородившим палубу, я по трапу сбежал в каюту..." (имеется в виду каюта сквайра, располагавшаяся в корме)

Есть еще одно упоминание - в сцене борьбы с Хэндсом... опять же на корме:

"...Ванты бизань-мачты висели у меня над головой. Я  уцепился
за них, полез вверх и ни разу  не  перевел  дыхания,  пока  не  уселся  на салинге ..."


Таким образом, упоминание бизани (крюйса) вместо грота, который является задней мачтой у двухмачтовых кораблей, является, скорее всего, ошибкой автора.

Наконец, автор подсказывает разгадку - почему Стивенсон описал именно шхуну ?

«Промозглым сентябрьским утром» 1881 года Стивенсон сел писать первый роман – с невеликой собственной морской
парусной практикой.
И практика эта исчерпывалась знакомством со «шхуной с косым вооружением»(в книге «Сквоттеры Сильверадо» Стивенсон сам описывает свои походы на 16-тонной шхуне "Цапля"), а управлять шхуной и бригом – то есть,
судном с прямыми парусами надо совершенно по-разному. Стивенсон, в буквальном смысле своих слов, просто не умел управиться с бригом. Прямые и косые паруса суть различны в работе с ними.
А Стивенсон весьма опасался малейших неточностей в своих работах.

Есть и второе соображение – даже маленький бриг требует большей команды, чем крупнейшая по водоизмещению шхуна. Это опять-таки особенность прямых парусов. Шхуна регулирует площадь парусности,
приводится к ветру и даже делает повороты простым «вращением» парусов –они, словно крылья вокруг тельца бабочки, поворачиваются вокруг мачты на гике или гафеле и «высовываются» под ветер (или наоборот, складываются вдоль киля). Бриг требует тяжёлой работы всей команды с бегучим такелажем и парусами, на высоте, на реях. И если команда «Испаньолы»-шхуны поделилась как семь (с Джимом) против девятнадцати, то
команда «Испаньолы»-брига вынуждала автора на более несуразное соотношение сил.




Сообщение отредактировал Fortres - Среда, 02.04.2014, 18:29
 
CatДата: Среда, 02.04.2014, 19:00 | Сообщение # 9
Матрос
Группа:
Заблокированные

Сообщений: 474
Поблагодарили: 16 раз  
Репутация: 17  ±
Имя: Игорь Тараканов
Страна: Российская Федерация
На борту с: 14.11.2013
Статус: Offline
Костя, привет! Заразил ты меня своей "Эспаньолой" biggrin

Пытался в голове сложить все описания, что ты процитировал, и скажу: судя по словам Стивенсона, "Эспаньолы" ... не существовало! У корабля, который описывает автор, есть признаки практически поздней клиперной шхуны, фактически - клипер! Вот для клипера легко можно простить и тамбуры, и бак (!), и прочее, вплоть до загадочного "грота". Покрытый медью румпель - если не реальная бронзовая тяга - это тоже что-то "из жизни клиперов".

Бизань-мачта - ООО!!!! biggrin Вертлюжное орудие - это просто песня!  biggrin

В общем, с одной стороны, Стивенсон приписывает данному кораблю многие детали более крупных современников, с другой - принижает характеристики корабля.
Жаль, что ты не выбрал для модели что-нибудь из многочисленных кораблей, описанных Жюлем Верном - вот уж точно был автор, так автор, его описания наиболее достоверны в деталях, пусть сам сюжет и фантастический...

Как бы там ни было, искренне желая тебе помочь, я "прошуршал" свою коллекцию по англичанам, но прототипа "Эспаньолы" не нашел, к сожалению... непростую задачу ты себе выбрал. Как бы там ни было, уважаю твою идею и "боевой задор". Ну чем я могу помочь? Разве что доброй подсказкой: для расчётов возьми средний рост человека не 170 см, а 160 - именно таким он и был в 18-19 веке, согласно официальной статистике...

Но, чисто по-человечески, я представил себе, что ты потратишь энергию и силы на... без обид - туфту... Ты сам убедишься. что Стивенсон одни характеристики противопоставляет другим... Тебе придётся чем-то жертвовать, в результате, "Эспаньолы из книги" не получится...

А может, замахнёшься на что-нибудь грандиозное, причём, реально существовавшее, но почти забытое моделистами? Упомянув Ж. Верна, я тут же вспомнил "Грейт Истерн"... А что? Конструкция корабля была несложной, чай, не Титаник... По этому кораблю есть куча материала, но моделей почти никто не делает... А? С таким кораблём не стыдно и в конкурсе поучаствовать, да и просто порадовать себя хорошей, интересной работой, чем высосанный из пальца несуществующий "клиперный бриг" Эспаньола... Жалко просто твою энергию и драгоценное время... ИМХО, конечно.


 
FortresДата: Среда, 02.04.2014, 19:32 | Сообщение # 10
Капитан 2 ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 1419
Поблагодарили: 28 раз  
Репутация: 28  ±
Имя: Константин Кравченко
Страна: Украина
На борту с: 24.04.2011
Статус: Offline
А вот filibuster на http://filibuster60.livejournal.com/525579.html?thread=11288587 не во всем согласен с Крузо.

Отдавая должное объему проработанного материала, filibuster указывает, что "Марсельная шхуна - это действительный выбор Стивенсона.
       Мистер Крузо в своих размышлениях показывает, почему он решил, что "Испаньола"
была трёхмачтовой шхуной: а) потому что Джим Хокинс использует термин
"фок", характерный для фок-мачты, и б) потому что тот же Джим говорит о
крюйс-салинге, характерном для бизань-мачты. Ну а, как известно, если
есть фок-мачта и бизань-мачта, то между ними непременно должна быть и
грот-мачта.
       Я позволил себе с мистером Крузо не согласиться, и вот почему. Если мы рассматриваем двухмачтовую марсельную шхуну, то
вполне резонно по старинке назвать грота-салинг крюйс-салингом - ибо
всем известен английский консерватизм, а моряки, кроме того, и вовсе
обожают использовать более старые термины. Согласимся, что 200-тонная
трёхмачтовая шхуна - это перебор. Двухмачтовая - совсем другое дело...

Что мы видим на двухмачтовой марселной шхуне ?  А видим мы тут фок-мачту с гафельным фоком, фор-марселем и тремя кливерами на бушприт; видим и грот-мачту, которая
выше фок-мачты (как и положено шхуне), несущую опять же гафельный грот и
марсель. Заметим сразу, что у грота здесь функции не только грота, но и
бизани - всё ж кормовая мачта, как-никак. И конечно же салинги - их просто не может не быть. Хочешь -
обзови салинг кормовой мачты грота-салингом. Хочешь - крюйс-салингом.
Разницы особой нет, как нет и особой ошибки. "Грота-салинг" - правильно,
"крюйс-салинг" - красиво и романтично."

Добавлено (02.04.2014, 18:32)
---------------------------------------------
Нет, Игорь, я и не собираюсь в точности следовать Стивенсону...
Именно по-этому я и затеял эту тему....
Вот уже с пол-года я пребываю в процессе выбора - чего бы такого построить ?
Хочется чего-то интересного, но достаточно не сложного...и в то же время,не простенького...так сказать - на грани...Без особых понтов, но и не среднестатистическое...И масштаб, что бы был достаточно большой (50-60) и сама модель не более 0,5 метра с бушпритом...
Начал с Санта-Марии...но после вычерчивания общих планов в масштабе, чего-то она мне не показлась...точно также, слишком "фанерной" воспринимается и Голден Хинд...
Сейчас вот в выборе между "Берлином" и "Испаньолой"...чувствую, что скорее всего пойдут оба...

"Испаньола" - это своеобразный "каприз"...и достаточно оригинально (большинство, смотрю, мечется между линейниками, фрегатами и галеонами)...и широкая возможность для "полета мысли" - ведь не надо соблюдать копийность...

Больше всего, я все таки надеюсь на чертежи или ссылки на них...имеется в виду шхуна (шунер)...попутно скачал книжицу по шунерам Марквардта...правдв на немецком...


 
sfinxДата: Среда, 02.04.2014, 20:04 | Сообщение # 11
Капитан I ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 992
Поблагодарили: 16 раз  
Репутация: 29  ±
Имя: Оля
Страна: Украина
На борту с: 19.10.2012
Статус: Offline
Очень интересное исследование!
Я вот недавно случайно наткнулась на такую шхуну - Свифт.
Может пригодится:






 
FortresДата: Среда, 02.04.2014, 20:52 | Сообщение # 12
Капитан 2 ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 1419
Поблагодарили: 28 раз  
Репутация: 28  ±
Имя: Константин Кравченко
Страна: Украина
На борту с: 24.04.2011
Статус: Offline
Оля, спасибо !
Я видел эти чертежи фрагментами и все никак не мог найти их целиком.

Добавлено (02.04.2014, 19:52)
---------------------------------------------
Я - идиот !
Прокладывая нижнюю палубу, я почему-то решил, что она обязательно должна выходить на кормовой подзор...
А вот рассматривая "Свифт", вижу, что ее (палубу) можно опустить даже  ниже ватерлинии...


 
ProfosДата: Среда, 02.04.2014, 20:58 | Сообщение # 13
Капитан 2 ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 630
Поблагодарили: 6 раз  
Репутация: 9  ±
Имя: Gera Kalinin
Страна: Российская Федерация
На борту с: 08.09.2013
Статус: Offline
На книжку "Остров сокровищ" нельзя опираться. Эта первая книга автора, тогда он вообще мало что понимал в парусном флоте. Об этом можно почитать в его записках. И то как он описавал корабль, просто мало имел предстовление об устройстве этой шхуну. Вот по этому сплошные ляпы.
Причем описание Испаньолы он взял из ранние прочитанной какой то книги. Здесь автор не уточнял какой. Но в то время как раз был рассвет беллетристики.) Вот Оля показала чертежи близко похожие на киношный корабль. Корму поднять и почти то что надо)


 
CatДата: Четверг, 03.04.2014, 12:22 | Сообщение # 14
Матрос
Группа:
Заблокированные

Сообщений: 474
Поблагодарили: 16 раз  
Репутация: 17  ±
Имя: Игорь Тараканов
Страна: Российская Федерация
На борту с: 14.11.2013
Статус: Offline
А вот и "медный румпель"


 
FortresДата: Воскресенье, 06.04.2014, 08:38 | Сообщение # 15
Капитан 2 ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 1419
Поблагодарили: 28 раз  
Репутация: 28  ±
Имя: Константин Кравченко
Страна: Украина
На борту с: 24.04.2011
Статус: Offline
Не взирая на иронии продолжаю "исследование" вопроса. tongue

Попробуем определить реальное время действия романа.Это поможет более точно определить конструкцию "Испаньолы".

Итак, Стивенсон решил написать роман.
 В своей статье "Моя первая книга: "Остров Сокровищ" (1894) он пишет:

"… Это будет история для юных читателей – значит, мне не понадобятся ни психология, ни отточенный стиль; в доме как раз живёт мальчишка – он-то и будет экспертом..."

И далее

"...… Я сказал, что карта отчасти породила фабулу. Я мог бы сказать, пожалуй, что она и была фабулой. Какие-то застрявшие в памяти места из книг Эдгара По, Дефо и Вашингтона Ирвинга, экземпляр джонсоновских «Пиратов», название «Сундук мертвеца» из книги Кингсли «Наконец», обрывки воспоминаний о лодочных прогулках в открытом море, о плавании на яхте водоизмещением в пятнадцать тонн и, наконец, сама карта с ее бессчетными красноречивыми подсказками воображению - вот и все мои источники...

В данном отрывке вызывает интерес "экземпляр джонсоновских «Пиратов»".
Это  «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами», изданная в Лондоне в 1724 году.Автором книги указан Captain Charles Johnson, хотя долгое время отдельные исследователи утверждают что это - псевдоним известного писателя Даниэля Дефо.

Так вот из этих самых "Пиратов", Стивенсон, скорее всего и извлек сведения о прототипе своего "капитана Флинта"...во всяком случае, многие исследолватели творчества писателя сходятся на том, что Флинта Стивенсон "списал" с Эдварда Тича, носившего грозную кличку "Черная борода".
Целый ряд фактов из биографии знаменитого пирата почти напрямую отправляет нас к роману Стивенсона.

"Пиратский период" жизни Тича пришелся на 1716-1718 годы.
Знаменитый пират, родившийся, кстати говоря в Бристоле в 1680 году, промышлял у восточного побережья Америки и в Карибском море, вначале, под командой дркгого известного пирата - Бенджамина Хорниголда, а затем  самостоятельно...когда в конце 1716 года Хорниголд отдал Тичу в личное командование шлюп, захваченный у французов в ходе одного из рейдов.
К ноябрю 1717 года флот «Чёрной Бороды» состоял из двух шлюпов: один с 12 пушками и 120 членами команды, второй — с 8 пушками и 30 членами команды.
22 ноября 1718 года он погиб в бою со шлюпами королевского флота "Рейнджер" и "Джейн" под командой лейтенанта Мэйнарда.

(для полноты картины отметим, что знаменитая "Месть королевы Анны" - это французский работорговческий шлюп La Concorde, захваченный Тичем в ноябре 1717 года, переоборудованный под 40 пушек и переименованный в "Месть королевы Анны").

Стивенсон в романе, приводит разрозненные сведения о капитане Флинте.

Штурман Флинта Билли, поселившийся в "Адмирале Бенбоу" вспоминает  "...о Драй Тортугас  [острова  около  Флориды],  о  разбойничьих  гнездах  и разбойничьих подвигах в Испанском море [Испанское море -  старое  название юго-восточной части Карибского моря]".

В то же время сквайр Трелони рассказывает :
...слыхал ли я о Флинте? Это был  самый  кровожадный  пират  из  всех,  какие когда-либо плавали по морю. Черная Борода перед Флинтом младенец.  Испанцы так боялись его, что, признаюсь вам, сэр, я  порой гордился, что  он  англичанин.  Однажды  возле  Тринидада  я  видел  вдали верхушки его парусов, но наш капитан струсил и тотчас же повернул обратно,сэр, в Порт-оф-Спейн [столица острова Тринидад в Карибском море]..."

Правда, в записной книжке штурмана Билли, обнаруживается запись : "...Но  вместо  всяких объяснений  в  промежутке  стояло  только   различное   число   крестиков.Двенадцатым июня 1745 года, например,  была  помечена  сумма  в  семьдесят фунтов стерлингов...".

Но данную ссылку, по-моему, следует принимать, как историческую оплошность Стивенсона,по-скольку расцвет пиратства в Карибском море "Золотой век пиратства" ( "Golden Age of Piracy") приходится на 1609-1730 года...Война за испанские  сокровища сошла на нет в 1713-1714 после подписания ряда мирных договоров между европейскими странами.Эти страны стали создавать свои мощные флоты и каперство потеряло смысл.
К 1720 году оно пришло в сильный упадок.Бывшие пираты либо переходили на службу в государственный флот, либо спивались без работы в портовых кабаках...где, кстати их и набрали в команду "Испаньолы".
Да и упоминавшиеся "джонсоновские "Пираты" квидели свет в 1724 году.

Еще одним косвенным подтверждением того, что Стивенсон, определяя время действия случайно (или специально) ошибся, является упоминание Сильвером реального пирата Ингланда:
"...Я плавал сначала с Инглендом, потом с Флинтом. А теперь вышел в море сам..."

Эдвард Инглэнд пиратствовал в 1717-1720 годах у побережья Африки и в Индийском океане, начинал в качестве квартирмейстера у другого пирата Чарлза Вейна.В отличие от Вейна, повешенного в Порт-Ройале в 1721 году, Инглэнд был свергнт командой (кстати по предложению собственного квартирмейстера), высажен на о.Маврикий, откуда на плоту добрался до Мадагаскара, где некоторое время выживал попрошайничеством, пока не умер в 1720 году.

Сложно предположить, что Флинт, в команде которого плавали Сильвер и штурман Билли, мог продержаться в пиратах более 30 лет (что бы Билли смог отметить очередной куш 1745 годом)

 Так что логичнее всего предположить, что мистический Флинт свирепствовал на Карибах в 1705-1715 годами, т.е. примерно в те же года, что и реальный Тич "Черная Борода".

События, описываемые Стивенсоном разворачиваются в период 10-15 лет, последующих за смертью Флинта.И хотя, по словам Сильвера, Флинт, оказавшись не у дел, спился,мы можем, отталкиваясь от биографии реального прообраза обозначить время действия романа, как 1730-1745 года.
 
В какой-то мере это подтверждает и сам Стивенсон

События "Острова сокровищ", как мы помним, развиваются в 1700-х годах.Стивенсон не обозначает точный год, но дает подсказку - "...в то время, когда у моего отца был трактир "Адмирал Бенбоу"...

Джон Бенбоу (1653-1702) - реальная личность,адмирал английского флота, прославившийся неравным боем с французской эскадрой 19 августа 1702 года.Был тяжело ранен и скончался через пол-года.Стал национальным героем Англии.Его имя носили три корабля ВМФ Великобритании.

Таким образом,отец Джима Хокинса мог назвать таверну именем национального героя в первой половине 18-го века.

Вывод: прообраз "Испаньолы" следует искать во временном промежутке 1720-1750...


 
FortresДата: Среда, 09.04.2014, 16:14 | Сообщение # 16
Капитан 2 ранга
Группа:
Моделисты Родоначальники

Сообщений: 1419
Поблагодарили: 28 раз  
Репутация: 28  ±
Имя: Константин Кравченко
Страна: Украина
На борту с: 24.04.2011
Статус: Offline
Попробуем, теперь, определиться с типом корабля.
Вновь обращаемся к истории пиратства, по-скольку книга Стивенсона, по сути, рассказ именно про пиратов и из книг
про "джентльменов удачи" Роберт Льюис питал вдохновение.
Исследование реального пиратства (а не того образа, что сформирован художественной литературой и кино)
свидетельствует, что пираты предпочитали мощным сильно вооруженным фрегатам легкие маневренные небольшие
суда,способные быстро и эффективно настигнуть добычу, обеспечить абордаж, а если необходимо, то быстро уйти от
превосходящего силой противника.
Пираты избегали нападений и прямых столкновений с военными судами.Их добычей, прежде всего были торговые купеческие корабли, имевшие слабое вооружение, или вовсе не вооруженные, и плохо подготовленную к бою команду.
Некоторые исследователи полагают, что именно пиратство дало толчек к появлению на торговых судах пушек и ретирадных пушечных портов в кормовой части.
Большие корабли пираты использовали редко, в качестве плавучей базы, к которой все равно были "приписаны" одно или
несколько малых "оперативных" суденышек.Большей же частью, для перевозки трофеев к стационарной базе на побережье использовали трофейный корабль(если его не топили).Известны случаи, когда пираты даже производили обмен - комнду атакованного "купца" высаживали на свое небольшое суденышко, давая возможность добраться до берега, а на захваченном корабле следовали в родной порт.

Во «Всеобщуй истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами»Джонсона мы  можем  очень часто столкнуться с понятием "шлюп".
История Эдварда Тича "Черной Бороды" связана с типом корабля - шлюпом (sloop).
На шлюпах плавал сам Тич.На шлюпах плавал и его победитель лейтенант Мэйнард.
Шлюпом была и "Месть королевы Анны".

В William Falconer's Dictionary of the Marine (1780) дается следующее описание:

" ШЛЮП - Сторожевой КОРАБЛЬ, маленькое судно оборудованное одной мачтой, главный парус, которого, прилагается к гафелю в верхней части мачты, и к длинному брусу (гику) ниже; которым парус перекладывается к необходимому галсу.
Шлюп следует отнести к более широкому разряду малых судов, включающему в себя:кеч(5), бриг или бригантину(6),биландер(7),шебеку(8), шхуну(9),галиот(10) и доджер(11)."



После введения рангов для парусных кораблей флота, шлюп попал в разряд "без ранга".
Отсутствие ранга у шлюпов объясняется тем, что основой силой флота считались линейные корабли, при вспомогательной роли фрегатов. Все остальные силы рассматривались лишь как второстепенные, и внимания их развитию уделялось мало. Часто (но не всегда) их обозначали общим термином англ. sloop-of-war.
Такая классификация была очень расплывчата, что и отразилось на практике. К шлюпам временами относили как специально построенные корабли, так и мобилизованные суда, захваченные призы и пр., подходившие под определение. Соответственно, в ходу был ряд уточняющих терминов, из которых ни один не был вполне строгим: корабль-шлюп (англ. ship-sloop), бриг-шлюп (англ. brig-sloop, brig-of-war), вооруженный бриг (англ. gun-brig), бомбардирский корабль (англ. bomb), и т. д.
Британские шлюпы эпохи паруса отличались друг от друга размерами, числом мачт, парусным вооружением, артиллерией и
численностью команд. Самые большие представляли собой миниатюрные 20-24 пушечные фрегаты с трехмачтовым прямым
вооружением, имели батарейную палубу, полубак и шканцы. Самые малые были просто вооруженными ботами с одной мачтой, 1-4 пушками или фальконетами. В отличие от более крупных кораблей, шлюпы могли иметь и весла.

Таким образом, Стивенсон имел достаточно четко очерченный круг типов судов, на которых могли плавать пираты.
Это достаточно важный нюанс, по-скольку Стивенсон намеревался "набрать" команду "Испаньолы" именно из
"джентльменов удачи" и будущие матросы должны были хорошо разбираться в управлении вверяемым им кораблем, т.е.иметь солидный опыт плавания на подобном корабле.
Наиболее предпочтительными для выбора, по моему мнению, для Стивенсона представлялись бриг и шхуна.

БРИГ, или БРИГАНТИНА (по Фалконеру), судно с двумя мачтами. Этот термин универсален и не ограничивает суда специфической конструкции, а относится скорее к парусному воружению. Оно по-разному применяется, во флотах разных Европейских стран в зависимости от типа судна.
В Английском флоте, двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым
гафельным парусом на гроте — грота-гаф-триселем.

Фалконер пишет: "Это судно имеющее главный парус грот-мачты (грот) расположенным вдоль киля киля; тогда как гроты
больших судов вешаются поперек, или под прямым углом с продольной осью корабля, и крепится к рею, который висит
параллельно к палубе:но в бриге, передний край грота закрепляется в различных местах к обручам, которые окружают
грот-мачту, и скользят вдоль нее при подъеме или опускании паруса, который верхним и нижним краями крепится к гафелю и гику".

ШХУНА (по Фалконеру) - небольшое двухмачновое судно, у которого главный парус и фок-парус подвешены на гафелях,
проходящих под гиками, кормовые концы которых прикреплены к железу, охватывающему мачту так, чтобы вращаться вокруг оси, при этом задние концы перемещаются то в одну, то в другую сторону судна.
Наименование "шхуна" вероятно произошло от шотладского schoon, означающего скольжение по воде. Впервые слово
"шхуна" было записано в феврале 1717 года в бостонском
информационном бюллетене.

Следует сделать одно существенное замечание, предостерегающее читателя, не слишком сведущего в рангоуте и
такелаже парусного судна, от ошибки при оценке типа корабля по тексту "Острова сокровищ".
Двух-мачтовые суда не имеют бизань-мачты: предняя их мачта является фоком, а задняя (вторая) - гротом.
Так что Стивенсон дважды допускает в тексте ошибку, называя салинг грот-мачты - бизань-марсом.Из-за упоминания
бизани,некоторые исследователи делают вывод, что "Испаньола была ТРЕХ мачтовой...

Думаю, что решающую роль в выборе, сыграли парусное вооружение шхуны, обеспечивающее ей большую маневренность и личный опыт плавания на шхуне самого Стивенсона (уже отмечалось, что Стивенсон был очень щепетилен в плане
достоверности описаний и на момент написания "Острова сокровищ" не имел опыта в плавании на бригах).Возможно, что
романтическому воображению писателя пришлось по вкусу название "шунер", ассоциирующееся с "лятящая по волнам"...

Так или иначе, но вместо более основательного брига, сквайр Трелони выбрал маневренную, скоростную шхуну,которую
переоборудовали, подготовив к "увесеслительной (по мнению сквайра) прогулке за сокровищами".

"... You never imagined a sweeter schooner — a child might sail her — two hundred tons; name, HISPANIOLA." ("...Лучше
нашей шхуны и представить себе ничего невозможно. Управлять ею может младенец. Водоизмещение - двести тонн.
Название - "Испаньола... ").

Итак, Стивенсон избрал тип корабля - шхуна.
Более того, сам же Стивенсон  в письме отцу 28 октября 1885 года указывает, что "Испаньола" - не бриг:

"...… Иллюстрированное издание «Острова Сокровищ» выйдет в следующем месяце. Я получил сигнальный экземпляр; эти французские рисунки восхитительны. … Художник (Жоржа Руа) понял книгу ровно так, как я её задумал, но допустил одну или две маленькие погрешности – так, он сделал «Испаньолу» бригом..."

Те же, кто основывается на словах Стивенсона, приведенных в его последней статье «Моя первая книга: «Остров Сокровищ»» (первая публикация в журнале «Айдлер», август 1894):

"...Я не смогу управиться с бригом (а «Испаньоле», по правде говоря, полагается быть бригом), но, думаю, смогу обойтись шхуной без публичного сраму..."

не должны забывать, что написано это спустя 9 лет, после выхода "Острова сокровищ".И в течении этого периода, в 1891 году свет увидели "Потерпевшие кораблекрушение", для написания которого Стивенсон досконально изучил бриг и основы судовождения.
Да, с точки зрения морской практики, "Испаньоле" надлежало быть бригом,но...
Но тогда бы мы получили совсем другую историю...


 
NAVYgatorДата: Среда, 15.02.2017, 15:50 | Сообщение # 17
Матрос
Группа:
Пользователи

Сообщений: 1
Поблагодарили: 0 раз  
Репутация: 0  ±
Имя: Владимир
Страна: Украина
На борту с: 14.02.2017
Статус: Offline
Fortres, очень интересно.
А вы занимаетесь еще этой темой (сообщений нет с апреля 2014) ?
 
Форум » Вопросы изготовления » Вопросы по устройству парусных кораблей » Испаньола" - бригантина, шунер, марсельная шхуна (поиск чертежей и ссылок)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

*с 9.10.13
Copyright Serikoff Станишевский Сергей © 2009-2024
При копировании материалов ссылка на оригинал обязательна!
|