Fortres | Дата: Суббота, 20.06.2015, 16:50 | Сообщение # 1 |
Капитан 2 ранга
Группа: Моделисты Родоначальники
Сообщений: 1419
Поблагодарили: 28 раз
Репутация: 28 ±
Имя: Константин Кравченко
Страна: Украина
На борту с: 24.04.2011
Статус: Offline
| РУСЛЕНИ и БАРХОУТЫ в 17-18 веке.
(Перенесено из темы Разрез Сан Джованни Батиста 1:50 by ledzep59 (реконструкция) )
Вопрос об русленях и бархоутах, дискутировавшийся тут, подвиг меня на более глубокое изучение конструкции этих элементов. своими наблюдениями я и хочу поделиться. Возможно Администрация сочтет необходимым вынести все это в отдельную тему, но я не хотел отрываться от контекста разговора в данной теме.
При подготовке материала использовались книги
- Дж.Франклин "Адмиралтейские модели кораблей 1650-1750 г.г.", те страницы, которые показывал Влад в сообщении 312 - Peter Goodwin "The Construction and Fitting of the English Man of War 1650-1850" - Финчам "Краткое изложение о практическом кораблестроении"
Руслени и бархоуты оказались достаточно плотно связаными в конструкции корабля.
Франклин пишет следующее:
" В 17 веке широкие горизонтальные планки, несущие юферсы и ванты, а также бархоуты, к которым крепились вант-путенсы, подпали под понятие "русленей" и "бархоутов русленей" соответственно.Однако в более ранние периоды эти два термина не разграничивались и обычно упоминались как "чейн-вельс бархоуты" (chain-wale)... Типичным примером использования термина чейн-вельс бархоут, обозначающего как руслени, так и бархоуты русленей можно встретить в спецификации контракта, датируемого 1673 годом на постройку четырех фрегатов.В контракте говорится:
"Для удобства крепления вант-путенсов обеспечить наличие двух бархоутов, толщиной 5 дюймов и шириной 10 дюймов, идущих от носа до кормы.Обеспечить должное крепление чейн-вельс бархоутов фока, грота и бизани.Установить один пояс в 3 дюйма между чейн-вельс бархоутами шириной 10 дюймов."
Возможным объяснением причин, по которым две абсолютно разные детали были названы одним словом, может служить то, что изначально они составляли единое целое, и руслени просто являлись расширением на самом бархоуте.Основанием для такого представления может служить модель 1:48 50-58-пушечного корабля третьего ранга,ориентировочно 1655 г. из собрания НММ, где руслени фок и грот-мачт закреплены непосредственно на тимберсах набора корпуса...
Одно из самых ранних известных письменных описаний конструкции корабля датируется 1625 годом - "Трактат по кораблестроению".
В сущности, модели служат единственными источниками информации для определения ширины и толщины русленей на кораблях 17го века. В контрактах обычно оговариваются размеры бархоутов русленей, но не самих русленей.Они даже не упоминаются в фундаментальной работе Э.Дина "Принципы корабельной архитектуры"(1670), содержащей всевозможные размеры. Существует множество вариантов устройства русленей фок и грот-мачт... Вот наиболее типичные образцы.
Ширина русленей варьируется от 2 до 3 футов (60 - 90 см).Причем не обязательно, что бы меньшие корабли имели меньшие руслени. Ширина внутренней (задней) части русленя на некоторых моделях различных рангов постройки до 1680 года, равна ширине бархоута, к которому он крепился, т.е. 9-12 дюймов (22,9 - 30,5 см).
(Питер Гудвин по этому поводу пишет, что 17 веке собирали из 3-4 обшивочных досок толщиной порядка 4 - 6,5 дюймов, соединенных на коксах .К краю он сужался на 1-2 дюйма, в зависимости от размеров корабля. Длина русленя, по свидетельству Гудвина,определялась из количества размещаемых на нем вант и бакштагов,с учетом пушечных портов, расположенных над ним. Кроме того, передний конец русленя располагали смещенным в нос на опредленное расстояние от линии, проведенной через ось соответствующей мачты.В частности для 100-пушечного корабля смещение составляло 6 дюймов для фок и грот русленей и 3 дюйма для бизани.
Финчам указывает, что смещение делали таким, чтобы можно было разместить 1 юферс)
Все размеры для русленей (ширина, длина, высота) кораблей всех рангов можно найти в Регламенте 1719 года.Однако, скорее всего ширина русленей четко не регламентировалась с одним уточнением:" ...(ширина должна быть ) достаточной для того, чтобы отнести на достаточное расстояние ванты от планширя и кофель-планок"...Очевидно, что ширина русленей в меньшей степени влияла на разнос вант, чем на необходимость обеспечить свободное прохождение вант над планширем... Финчам пишет, что "разнос вант с помощью русленей должен быть таким, чтобы ванты проходили от сеток (имеются в виду коечные сетки на планшире) на расстоянии около 6 дюймов.
В течении первых лет 18-го века, прослеживается тенденция переноса русленей фок и грот-мачт на трехдечных кораблях I и II Рангов с их прежнего места расположения - над портами нижней орудийной палубы (гон-дека) на позицию над потами мидл-дека...Скорее всего это было связано с уменьшением завала бортов - чтобы не увеличивать ширину русленей их просто подняли выше, сохранив прежнюю ширину.
Что касается двух-дечных кораблей, то последняя модель с нижним расположением фок и грот-русленей датируется 1748 годом (HMS Yarmouth), а первой моделью кораблей этого класса с русленями, расположенными над портами опер-дека является HMS Devonshire 1745 года. Местоположение бизань-русленей оставалось неизменным и в результате все три русленя оказались на одном уровне..."
Чтобы закончить разговор об устройстве русленей, следует отметить (на основе текста Франклина), что петли, удерживающие юферсы крепились на руслене двумя способами: - либо проводились через специальные щели (отверстия) на некотором расстоянии от края кромки; - либо вставлялись в пазы на передней кромке русленя и закреплялись специальными наделками (грубо говоря, пробками)или релингом.
Кромка русленя обычно делалась фигурной, хотя на ранних моделях встречаются и прямоугольны кромки.Углы русленей скруглялись. На кораблях I и II ранга грота-руслени обычно продлевались вперед для обеспечения площадки перед входным портом.
Теперь несколько слов о креплении русленей (на основе текстов Франклина и Финчама).
Ко второй половине 17го века корабли всех рангов имели пару выступающих бархоутов, за исключением одно-палубных кораблей, имевших пару поясьев, раполагавшихся над портами и называвшихся чайнвельс - бархоутами.
После 1670 года на кораблях I и II Рангов начинают устанавливать одинарные, а с 1702 года - парные верхние бархоуты. В это же время (с начала 18го века) чайнвельс-бархоуты, располагавшиеся над портами нижней палубы двух и трех-дечников, стали называться "бархоутами русленей", представляя собой те же самые бархоуты, к которым болтами крепились руслени, вне зависимости от того, располагались ли руслени на этом уровне или нет... Согласно Регламенту 1719 года самыми верхними и малыми по размерам, являлись бархоуты ширстрека, располагавшиеся над портами мидл-дека; над портами гон-дека шли бархоуты русленей; ниже портов гон-дека - мейн-вельс бархоуты.
Руслень размещают на 1 дюйм выше нижней кромки ширстрека, за исключением бизань-русленей линейных кораблей, которые крепят к поясам выше портов квартер-дека. Крпеление к борту выполняется болтами через 3-4 фута.
Кроме болтов, которыми руслени крепились к борту, им еще придавались "связи жесткости", препятствовавшие повороту русленя относительно точки крепления (руслень представляет собой консольно закрепленную балку).При этом поворачивающая сила (тяга вант) действует в одном направлении - вверх. По-этому, как правило, связи жесткости ставились на верхней полке русленя.
В 17 веке в качестве связей использовали деревянные контрфорсы арочной или "S"-образной формы. Контрфорсы могли иметь прямоугольную, скругленную или фигурную переднюю кромку и крепились латунными гвоздями или деревянными нагелями.
Начиная примерно с 1700 года контрфорсы начинают заменять обратными кницами, которые после 1720 года полностью сменяют контрфорсы.В период 1700-1720 годов можно было надлюдать совместное использование и контрфорсов и обратных книц на одном руслене. Кницы также имели различную форму передних кромок, включая небольшие буртики по краям. Кроме того практиковались опра на деревянную балку (бархоут) - "timber baulk support"( на небольших кораблях) и металлические опорные скобы - "iron bracket support" (типлетсы).
Типлетсы применялись на больших кораблях во второй половине 18 века. Согласно Финчаму, их ставили под руслень из расчета - два типлетса в каждом простенке между портами.Если концы русленя проводили далеко за порт, то под такие концы ставили по типлетсу на расстоянии 12-18 дюймов от конца.
Как правило, количество контрфорсов или книц на одном руслене составляло:
- для небольших кораблей - по одному на концах и по одному на краях портов; - для кораблей I - III Рангов - по одному на концах, по одному на краях портов и по одному между портами.
Следует заметить, что вант-путенсы не играли роли в удержании русленей, в том числе и потому, что они крепились не к русленю, а к петле юферса, которая свободно располагалась в щели (пазу) русленя.Вант-путенсы нуждаются в отдельном разговоре.
Сообщение отредактировал Fortres - Суббота, 20.06.2015, 16:51 |
|
| |
ledzep59 | Дата: Вторник, 14.07.2015, 12:37 | Сообщение # 2 |
Капитан 2 ранга
Группа: Моделисты
Сообщений: 674
Поблагодарили: 4 раз
Репутация: 7 ±
Имя: Игорь
Страна: Беларусь
На борту с: 30.12.2013
Статус: Offline
| Добавлю еще пару занятных моментов. Руслень Мэри Роуз.
Заметно составную конструкцию, соединенную накладками. И брус для рифов поверх русленя. Кницы присутствуют.
Ну и сама красотка....
Your Time Is Gonna Come
|
|
| |
VladSF | Дата: Вторник, 14.07.2015, 17:18 | Сообщение # 3 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1862
Поблагодарили: 35 раз
Репутация: 37 ±
Имя: Владимир
Страна: Украина
На борту с: 05.04.2013
Статус: Offline
| Так, как вплотную подошёл к изготовлению русленей, помещаю фото оригинала фока-русленя правого борта "Васа".
Как видно, на "Ваське" кницы отсутствуют и руслень установлен на бархоут.
Сообщение отредактировал VladSF - Вторник, 14.07.2015, 17:19 |
|
| |
ledzep59 | Дата: Среда, 15.07.2015, 09:56 | Сообщение # 4 |
Капитан 2 ранга
Группа: Моделисты
Сообщений: 674
Поблагодарили: 4 раз
Репутация: 7 ±
Имя: Игорь
Страна: Беларусь
На борту с: 30.12.2013
Статус: Offline
| Владимир ! Может на Ваське так и было. Но... На фото очевиден новодел русленя со всеми составляющими. Уж серьезно эту тему не смотрел. Надеюсь на педантизм шведов в восстановлении облика. А что гласят оригиналы ???? Судя по крепежам русленя к бархоуту - хлипковато как-то. Но это мое видение ситуации. Есть инфа у тебя - проясни !!!! Да где гарантия, что в процессе восстановления кницы не появятся ???? Все-таки, что есть в оригинальной инфе ???? Как я понял-кницы достаточно неоднозначный вопрос. Особенно для тех времен, когда практически все зависело от персонального мастер-корабела и его видения ситуации. Уже с 1700 годов англиканцы, французы и голландцы неким образом систематизировали определенные моменты корабельных технологий. Может и ошибаюсь ????!!!!
Your Time Is Gonna Come
|
|
| |
VladSF | Дата: Среда, 15.07.2015, 12:57 | Сообщение # 5 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1862
Поблагодарили: 35 раз
Репутация: 37 ±
Имя: Владимир
Страна: Украина
На борту с: 05.04.2013
Статус: Offline
| Игорь, то что на фото это есть оригинпл. Руслан уже не раз подчеркивал, что дерево-новодел отличается но цвету. Новодел светлее, что и видно по юферсам. Часть юферсов (темные) - оригинал, поднятый с "Васой", что не хватило - новодел. Руслени "прошиты" насквозь металическими штифтами и закрыты накладной планкой ( она называется - реельс). Вот ещё руслень бизани. Цвет дерева полностью совпадает с цветом дерева обшивки. А сама бизань - светлый новодел.
Сообщение отредактировал VladSF - Среда, 15.07.2015, 13:39 |
|
| |
ledzep59 | Дата: Среда, 15.07.2015, 16:39 | Сообщение # 6 |
Капитан 2 ранга
Группа: Моделисты
Сообщений: 674
Поблагодарили: 4 раз
Репутация: 7 ±
Имя: Игорь
Страна: Беларусь
На борту с: 30.12.2013
Статус: Offline
| Ну про бизань вопросов нет. До этого на фото новодел-хотя и в сравнении с бизанью правильный. Крепеж на торце - явно реельса. А рскрой бритовский - ????? Ну а про кницы все равно вопрос отдельный. И вряд ли кто скажет однозначно....
Your Time Is Gonna Come
|
|
| |
VladSF | Дата: Среда, 15.07.2015, 18:39 | Сообщение # 7 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1862
Поблагодарили: 35 раз
Репутация: 37 ±
Имя: Владимир
Страна: Украина
На борту с: 05.04.2013
Статус: Offline
| Цитата ledzep59 ( ) Ну а про кницы все равно вопрос отдельный. И вряд ли кто скажет однозначно.... Игорь, Вы усомнились в подлинности русленей "Васы", я Вам показал фото. Про другие корабли и кницы - тут я пас. Моё мнение - всё зависело от мастера-корабела, страны и школы. Один мастер строил так, другой иначе. Как высказался один из мэтров на красном форуме: "Все знают. как оно должно быть, советуют, но никто не знает, как оно было на самом деле". И в этом высказывании сермяжная правда.
|
|
| |
ledzep59 | Дата: Среда, 15.07.2015, 19:55 | Сообщение # 8 |
Капитан 2 ранга
Группа: Моделисты
Сообщений: 674
Поблагодарили: 4 раз
Репутация: 7 ±
Имя: Игорь
Страна: Беларусь
На борту с: 30.12.2013
Статус: Offline
| Владимир ! Я как раз наоборот ! Точного обоснования того или иного решения тех времен просто быть не может. Мы основываемся на чужих аналитических трудах и на этой основе бывает строим свои гипотезы. По сей день споры к какому типу отнести Мэри Роуз. равно как и Вазу. С Мэри чуть проще - большая часть считает карракой. О Вазе до сих пор никто ничего не сказал конкретного. А на фото русленя (грота) все равно читается новодел наверное созданный на основе русленя бизани...Тута наверное и Шилов сходу определит....
Your Time Is Gonna Come
|
|
| |
ledzep59 | Дата: Пятница, 14.08.2015, 09:27 | Сообщение # 9 |
Капитан 2 ранга
Группа: Моделисты
Сообщений: 674
Поблагодарили: 4 раз
Репутация: 7 ±
Имя: Игорь
Страна: Беларусь
На борту с: 30.12.2013
Статус: Offline
| Добавлю пару иллюстраций на тему русленей ,вант-путенсов (крпления) и книц галеонов
Your Time Is Gonna Come
|
|
| |