Boris2005 | Дата: Среда, 20.01.2016, 18:42 | Сообщение # 18 |
Контр-адмирал
Группа: Моделисты Родоначальники
Сообщений: 463
Поблагодарили: 9 раз
Репутация: 14 ±
Имя: Борис Волконский
Страна: Израиль
На борту с: 26.10.2013
Статус: Offline
| Всем привет. Я когда-то давно собирал информацию по древесине и сейчас попробую поделиться. Ежели не получится-извиняйте Назвался груздем..ну и далее по тексту. Понял,что не отвертется.. Итак,мы начинаем. Для строителей парусников древесина-хлеб. масло, икра,и пр.деликатесы. Парусники из пластика для начинающих и обсуждения не стоят. Думал, что мой материал только для тех,кто строит "скрэтч", т.е. от чертежа,но поговорил с несколькими любителями китов и услышал, что они непрочь кое-что заменить, да и выбор в китах-махагони и орех, а хочется чего-то такого.. Ну вот и разговор о чем-то таком. Прежде всего ставится перед собой цель-какая будет модель-точная копия или более художественная вещь. Ну скажите,какой смысл делать подводную часть из ореха, если предусмотрена медная обшивка. Кто его /орех/ увидит. Под медяшку можно положить березу или даже осину, липу-легче работать. А потому от исполнения модели зависит выбор древесины, и нет нужды гоняться за дорогостоящими породами. Под руками, как правило, есть много чего полезного/я о древесине/, мимо ходим. А цвета можно и самому сделать. Есть много возможностей как затемнить так и осветлить дерево и это любому по силам. Но об этом потом,а сейчас о породах конкретно доступных всем и каждому. Банальные истины для тех, кто давно в теме,но полезные для тех, кто только-что. Вся древесина делится на две большие группы: хвойные и лиственные. Первые для моделизма не особенно интересны за исключением КЕДРА сибирского-не дерево а мечта-все оттенки от сливочного до глубокого розового;режется, пилится, изгибается, клеится, Долговечен, что еще ему пропеть?. Ничего общего не имеет ни с канадским/ очень крупный слой/ ни с ливанским/ вообще разновидность средиземноморской сосны-слой еще крупнее и жесткий/ кедрами. ЕЛЬ-мягкая, прямослойная, рыхловатая -пригодна для черновой обшивки, конструкционных элементов, заполнений/ носовые и кормовые бобышки/ и аналогичных элементов. Ввиду белизны и мелкого слоя/ уточняющее название-ель мелкослойная/ можно использовать для чистовой обшивки там, где нужен белый пояс. СОСНА. ПИХТА ,ЛИСТВЕННИЦА как модельный материал использовать не советую-во всех много смолы, а работать с лиственницей врагу не пожелаю/ не то, что "рангоут на модель делать"/-диск с победитом садится после первых 5-8 метров. Есть еще можжевельник, тис, туя, кипарис-все хвойные. Пробовал "на зуб" кипарис и можжевельник. Первый имеет очень крупное и грубое волокно; второй более мелкослойный, цвет приятный темножелтый до светлокоричневого, твердый. Само растение не большое,поэтому и массивы тоже. На мой взгляд годится для блоков/юферсов/ и пр.мелочи. Пихта светлая,слабая,рыхлая,ломкая,недолговечная. Лиственные породы: главное отличие-смолы не содержат /иногда масло/. АКАЦИЯ белая-от слегка желтого до желто- серого цвета, текстура крупновата, прчная, твердая, режется не легко, шлифуется, полируется хорошо, гнется охотно. Годится и на обшивку/красива/ и на токарные работы /те же блоки/, очень хороша для корабельной скульптуры /как кость/. БЕРЕЗА обыкновенная российская/ а то,оказывается есть еще европейская?/-белая, чуть желтоватая, сливочная, текстура мелкая, ровная, допускает все виды обработки, особенно хороша на токарном станке, замечательно гнется, шлифуется, полируется, воспринимает любую окраску, в т.ч. глубокую и любую отделку. Очень рекомендую на чистовую отделку, настил палубы и пр. "наружные" работы-рисунок волокон масштабный. БУК: от бледножелтого до красновато-бурого. Текстура красивая с тонкими темными штрихами. Твердый, прочный, резание затруднено, вся остальная обработка в пределах выполнимого. Окраску и отделку воспринимает хорошо, но у него есть большой недостаток-при изменении влажности его ведет, иногда очень сильно. ВЯЗ /и ИЛЬМ/две красивых породы с крупным /увы/ рисунком и потому для модели не рекомендую. Очень твердые /как дуб. Подставки и кильблоки из них замечательные. ВИШНЯ-от светло-желтого до шоколадного цвета, текстура красивая и масштабная,твердость средняя, обрабатывается очень хорошо /все виды обработки включая гнутье/ ,на модели годится для всего, вплоть до весел в шлюпках. ГРАБ\белый бук\-беловато-серый, текстура крупная, очень высокая твердость, обработка тяжелая. На модели можно использовать для мелких деталей вместо кости или для силовых элементов,. типа моторам дл ходовых моделей. ГРУША /любовь моя/-не дерево-песня. Цвет от светло-розового до коричневого, текстура мелкая. обрабатывается замечательно. Рекомендую для любых работ и деталей на модели любого уровня. Не стыдно применять рядом с "ценными породами". ДУБ. Цвет от желтоватого до серо-коричневого иногда с зеленоватым оттенком. Ну дуб он дуб и есть, чего о нем много говорить. Текстура очень крупная, твердый, ломкий/!!/. Годится для подставок и для очень крупных масштабов. КЛЕН /среднерусский/ белый с небольшими потемнениями, текстура ровная мелкая, плотная, красивая. Все виды кленов-остролистный, полевой, явор, мелколистный-одинаковы по всем показателям. Немного отличаются по цвету. А вот канадский сахарный или мейпл тверже и у него есть штришки как у бука. Все виды кленов очень хороши для палубы, белой полосы в обшивке и пр.работ. Масштабен. ЛИПА. Ну кто из моделистов не знает липу. С нее все начинали /помните ДОСААФовские посылки/. Цвет белый, желтоватый, структура не выражена. Легкая,мягкая,режется как угодно,шлифуется,полируется. Годится на шлюпки, носовые фигуры, да мало ли.. А вот окрашивается и протравливается плохо. МАХАГОНИ /она же "красное дерево"/ Цвет от желтовато-розового до темно-красного, попадался кусок темно-коричневого цвета. Дерево пригодно для модельных работ-сами заметили, в китах сплошь махагони. На мой взгляд текстура крупновата, а так полный респект. ОЛЬХА и ОСИНА. Объединяю,потому что почти одинаковы. Цвет белый /ольха на срезе становится красновато - бурой, а у осины голубовато-зеленоватые оттенки/. Текстура не выражена, плотная, мягкая,режется хорошо, шлифуется плохо /лохматится/. Годится для черновой обшивки, для бобышек, но подвержена гниению-нужна защита. ОРЕХ. Орехов много: грецкий, манчжурский, анатолийский, африканский, американский... Африканский для моделей не интересен-текстура уж очень крупная и цвет не выразительный-грязно-серый. Все остальные хороши-плотная структура, красивое строение. В меру твердые, хорошо режутся, шлифуются, полируются-все, что угодно. Цвет от зеленовато - серого до красно-коричневого, даже /почти/ черного. Рекомендую для всего, что захотите сделать на борту и на палубе. ПЛАТАН. Тяжелый по весу и по обработке. но красив. Цвет от белого, через серебристый до красновато-бурого. Текстура слабовыраженная, масштабная. Хорошо точится на токарном, шлифуется, полируется, но не окрашивается. САМШИТ. ОЧЧЕНь твердый. Обработка только борами, абразивами и не говорите, что вы легко резали его ножом. Это не про самшит. Цвет-светло-желтый, текстура слабая. Кое-что можно делать на модель: фиурки, юферсы... САНДАЛ. Если раздобудете-закрепите внутри корпуса. Потрясающий запах. Темный /почти черный/, очень твердый, ДОРОГОЙ. ТИК-желтовато-бурый с темнокоричневыми полосами. Текстура крупная, плотный в обработке неудобен /капризное расположение волокон/, маслянистый. Не рекомендую для моделей. ТОПОЛЬ. Древесина светлая, не твердая, гибкая, но, большой недостаток-гниет, знаете ли. ЯСЕНЬ. Серый с розовато-, желтовато-, светлокоричневым-, короче красивый /есть ясень "птичий глаз", но это не для модели/ Текстура резко выражена, полосатая, но между полосами нет резкого разделения по цвету, поэтому для обшивки корпусов в М 1:50 и крупнее очень даже смотрится. Твердый, хрупкий, похож на дуб /отделка "под дуб" "под ясень"/. Годится на рангоут в тех же масштабах. ЯБЛОНЯ. Цвет розовый с краснотой. Тестура слабовыражена. Умеренная твердость и плотность делает ее похожей на грушу. Применение тоже. Не буду писать про всякие экзотические деревья-эбеновое /цену знаете?/, сапели, обечи, и еще куча названий. Упомяну БАМБУК, хоть он и не дерево, а трава. Гвоздики из него хороши. В м 1:100 я из него делал лисель-спирты и вообще, там, где надо длинное и тонкое-годится. БАЛЬЗУ давайте оставим авиаторам. Что нам без нее материала не хватает. Совсем забыл про СИРЕНЬ- очень интересное дерево: текстура мелкая, светлая, а гнется!!! Теперь вопросы: где взять и что с ним делать? Смотрите вокруг в сезон обрезки и вырубки /регулярно делают т.н. санитарные вырубки, чистки /Все равно сжигают. Подойдите с ножовочкой, отпилите полешко /1 метр примерно/, если толстое расколите вдоль, дома на торцы наклейте на ПВА трикотажную тряпочку или просто густо намажьте и на лоджию /балкон/. Только защитите от прямого солнца и от дождя. Сушка естественная на воздухе и ветерке - лучше всего. Ну,а то что из магазин или с ДОКа уже сухое и пригодное. Пока все. Если есть интерес могу продолжить о методах окраски и отбеливания. Всем успехов и до связи. Конструктивные замечания, дополнения и критика приветствуется-пригодиться для книги
Общий привет всем на палубе. Со вчерашнего вечера ожидал именно таких вопросов: а как же слива, алыча, арча, рябина, калина , черемуха. черешня, чинара, карагач и , черт возьми боярышник? Да,и еще море различных пород. Повторяю-я написал о тех породах, с которыми работал и могу охарактеризовать, а так же исходя из их доступности. Слива скорее всего белая с оттенками и мелким слоем. Не работал с ней, а вот боярышник "на зуб"пробовал-хорош, крепкий, плотный, красивый. В любом случае нужно пробовать: мало ли что написано-а мне не понравилось. Хочу только дать небольшое дополнительное знание: есть у растений такое понятие -"вегетативный период", т.е.его жизнь в течении одного погодного кругооборота-ГОДА. И если год нормальный-4 сезона: весна. лето. осень. зима-то дерево развивается по схеме-оживание, рост, засыпание и очень слабый рост. И клетки /волокна/ соответственно, летом крупнее, зимой мельче и плотнее /чтобы не замерзнуть. Это, где год нормальный. А там где год имеет только два сезона /как у нас в Израиле-весна и лето / или вообще одно сплошное лето-там сосуды крупные, текстура грубая /за редкими исключениями/, хотя среди них есть и очень красивые /и дорогие/. Во всяком случае в Израиле ни одна местная порода не используется-я ни одну не признал годной для моделей. Те породы, о кот. я писал ДОСТУПНЫ и удобны в работе. А вот теперь о том как обойтись без эбенового и прочих экзотических деревьев, т.е. об ОКРАСКЕ древесины. Легкое вступление, чтобы мы понимали друг друга. Краски бывают транспарентные /масло, нитра, акрилы, Humbrol, Revel и многие другие/ т.е. такие кот. плотно закрывают окрашиваемый материал, и прозрачные/акварель, бейцы, морилки, пропитки и т.д./. Вот вторые нас и интересуют. Про укрывистые могу сказать только одно-подготовка поверхности /пропитка, шлифовка, шпаклевка, шлифовка, полировка/ позволяет либо полностью убить структуру дерева-вроде и не дерево вообще-, либо сохранить волокнистую структуру. Пример окраска подводной части "под свинцовые белила", но с сохранением вида досок обшивки. Все про эти краски. Теперь о прозрачных. Акварель применять можно, но в исключительных случаях-ну, скажем, оттонировать основную окраску. И обязательно защищать лаком. Теперь о красках глубокого проникновения. Структуру и рисунок древесины не нарушают,придают либо совсем новый цвет, либо усиливают существующий, причем вы сами можете регулировать и цвет и оттенок и интенсивность. Начнем с процедуры ОТБЕЛИВАНИЕ. Чистая химия: 30% перекиси водорода/Н2О2/ + 2% нашатырного спирта. Заготовки погрузить в раствор на 30-40 минут, затем 20-30 минут выдержать на воздухе, промыть в теплой воде и высушить /не насильственно/. Второй способ использует отбеливатель для тканей-5-10% раствор при темп. 50град. на 30-40мин., затем промыть и высушить. Степень отбеливания определяете на глаз. НЕЛЬЗЯ отбеливать вместе разные породы. Глубокое окрашивание. Средств очень много-от самых простых /крепкая заварка чая и кофе, марганцовка/ до более серьезных. Ну простые,они и есть простые-либо помазал кисточкой /тампоном/, либо погрузил в раствор и смотришь на сколько окрасилось. Вот только вытащить и смыть надо чуть раньше нужного цвета-есть такая штука: инерция процесса, поэтому-не зевать. Более сложные-бейцы /байцы?/ кому как нравится. Встречается в продаже в виде порошка, кот. разводится в теплой /не горячей-свернется/ воде. Палитра обширная. У меня как-то был набор попрошков от желтого до черного, через все ореховые и прочие оттенки. Позволяют приготовить концентрированный колер, а потом при необходимости ослаблять его до нужного. В приготовленном виде, в хорошо закрытой емкости хранится сколь угодно долго. Напишите на этикетке: перед употреблением взболтать. Окрашивание простое-либо тампоном /кисточкой/, либо погружением. Кстати, во всех случаях рекомендую окраску элементов до установки на место, в т.ч. и доски обшивки. Учтите что тон надо делать в растворе. Если прогрузили, то более слабое окрашивание не получите. А вот более темное можно получить повторным погружением или длительным пребыванием в растворе. В любом случае нужно проба "в сторонке". Бейцы в продаже есть и в жидком виде, в т.ч. и не на воде, а на спиртах и каких-то спецрастворителях. С ними сложнее-разводятся плоховато /но можно/, проникают в дерево глубже и быстрее. Все эти способ окраски,естественно, требуют сушки. Кроме бейцев в торговле есть спиртовые морилки. На мой взгляд цвета у них "ядовитые", резкие и неестественные. Помимо этого древесину можно протравить: железный купорос, хлорное железо, двухромовокислый калий, хлорная медь, медный купорос и еще некоторые химикаты. Все не помню, можно посмотреть в спец..литературе. Эти самые доступные. Принцип работы тот же-погружение. Заодно протравы работают против нежелательных "матросов" .Еще раз-все эти красители проникают в глубь дерева, а потому в дальнейшем можно шлифовать, полировать и т.д. Да,если уж приходится окрашивать этими красителями прямо на модели, то рекомендую то, что окрашивать не нужно закрыть цапон-лаком. Еще одно замечание-все способы глубокого окрашивания поднимают ворс, а потому шлифовку всегда имейте в виду. Теперь нехимическое тонирование /затемнение/. Очень простой способ-обжиг. Мелкий чистый промытый песок нагреть в металлической посудине до 200град. /примерно/ и погрузить заготовку. Чем глубже- тем темнее /естественно/, Периодически проверять. Ну, в общем и все, Липа и платан глубоким проникновением не окрасить, причем платан совсем, а липа красится очень неприятными "мудежами" /пардон/, такими размазанными пятнами. И под занавес одну находку: детали из ольхи, осины, тополя /плоховатых пород/ можно проварить в натуральной олифе. Результат потрясающий-дерево приобретает красивый цвет: от светло-коричневого до черного /вот вам и эбеновое дерево/причем твердость как у натурального. В черной пепельнице окурки следов не оставляли. Пока все. Повторяю: конструктивная критика, замечания и вопросы приветствуются. Всем успехов и до связи. Загрузилось!!!! Пользуйтесь, кому пригодится. На вопросы отвечаю.
|
|
| |