Обзоры моих моделей



Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход
Воскресенье, 01.12.2024, 04:25
Вы вошли как Матрос | Группа "Гости" | RSS
Приветствую Вас Матрос
Меню сайта
Главная Обзор HMS Victory Обзоры Моделистов Кубок Киева 2013Ф О Р У М >>>Каталог СтатейОбратная связь Гостевая книга Наш баннер
Serikoff Ship Models
Наш опрос
– Из чего вы строите Вашу модель?
Всего ответов: 469
Форма входа
Поиск

Главная » Статьи » Обзор постройки брига "Меркурий"

История корабля и модели

 (412x550, 45Kb)

20-пушечный бриг "Меркурий"
 

Основные характеристики

Длина по палубе     30,9 м (101'4")

Длина по ватерлинии     23,6 м (77'6")

Ширина с обшивкой     9,7 м (31'10")

Углубление форштевнем     2,74 м (9'0")

Углубление ахтерштевнем     3,96 м (13'0")

Глубина интрюма     2,94 м (9'8")

Водоизмещение     390 т

 

Артиллерийское вооружение:

24 — фунтовые карронады     18 шт.

3 — фунтовые пушки     2 шт.

Экипаж     110 чел.


   20-пушечный бриг "Меркурий" заложили в Севастополе 28 января (9 февраля) 1819 года. Его построили из крымского дуба и спустили на воду 7(19) мая 1820 года. Корабельный мастер полковник И. Я. Осминин задумал "Меркурий" как специальный корабль для охраны Кавказского побережья и несения дозорной службы. В отличие от других бригов русского флота, он имел малую осадку и был оснащен веслами. Малая осадка "Меркурия" обусловливала меньшую, чем у других бригов, глубину интрюма и ухудшал его ходовые качества.


   В конце русско-турецкой войны 1828—1829 г.г. три русских корабля: 44-пушечный фрегат "Штандарт" (командир капитан- лейтенант П. Я. Сахновский), 20-пушечный бриг "Орфей" (командир капитан-лейтенант Е. И. Колтовский), и 20-пушечный бриг "Меркурий" (командир капитан-лейтенант А. И. Казарский получили приказ крейсеровать у выхода из пролива Босфор. Общее командование отрядом было возложено на капитан-лейтенанта Сахновского. 12(24) мая 1829 года корабли снялись с якоря и взяли курс к Босфору.


   На рассвете 14(26) мая, в 13 милях от пролива, отряд заметил турецкую эскадру, в числе 14 судов шедшую от берегов Анатолии. Сахновскому очень хотелось поближе разглядеть противника, чтобы определить, с какими силами на этот раз вышел капудан-паша. На фалах "Штандарта" затрепетал сигнал: "Меркурию" — лечь в дрейф". Сахновский берег самый тихоходный корабль своего отряда. Сосчитав турецкие вымпелы, "Штандарт" и "Орфей" повернули назад. Неприятельская эскадра устремилась в погоню за русскими кораблями. Увидев возвращающихся разведчиков, Казарский самостоятельно приказал сниматься с дрейфа и поднимать паруса. Очень скоро быстроходный "Штандарт" поравнялся с "Меркурием". На его мачте взвился новый сигнал: "Избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход". Казарский избрал NNW, "Штандарт" и "Орфей", взяв курс NW, резко вырвались вперед и быстро превратились в два пушистых облачка на горизонте. А за кормой "Меркурия", который нес все возможные паруса, неумолимо вырастал лес мачт турецких кораблей. Ветер был WSW; неприятель шел строго на север. Лучшие турецкие ходоки — 110-пушечный "Селимие" под флагом капудан-саши и 74-пушечный "Реал-бей" под флагом младшего флагмана — постепенно настигали "Меркурий". Вся остальная турецкая эскадра легла в дрейф, ожидая, когда адмиралы захватят, либо утопят строптивый русский бриг. Шансы на спасение у "Меркурия" были ничтожны (184 пушки против 20, даже не принимая во внимание калибры орудий), почти не оставляли надежды на благополучный исход боя, в неизбежности которого уже никто не сомневался.


   Около двух часов дня ветер стих, и ход преследующих кораблей уменьшился. Пользуясь этим обстоятельством, Казарский, используя весла брига, хотел увеличить расстояние, отделявшее его от противника, но не прошло и получаса, как ветер снова посвежел, и турецкие корабли начали сокращать дистанцию. В исходе третьего часа дня турки открыли огонь из погонных пушек.


   После первых же турецких выстрелов на бриге состоялся военный совет. По давней воинской традиции первым имел привилегию высказать свое мнение младший по чину. "Нам не уйти от неприятеля, — сказал поручик Корпуса флотских штурманов И. П. Прокофьев — Будем драться. Русский бриг не должен достаться врагу. Последний из оставшихся в живых взорвет его на воздух". Командир брига "Меркурий" 28-летний капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский за бои под Варной, в 1828 году, награжденный золотой саблей и считавшийся одним из храбрейших офицеров Черноморского флота, в своем донесении адмиралу А. С. Грейгу писал: "...Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким-нибудь кораблем, тот, кто еще в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйт-камеру". Закончив офицерский совет, командир брига обратился к матросам и канонирам с призывом не посрамить чести Андреевского флага. Все единогласно объявили, что будут до конца верны своему долгу и присяге. Перед турками был противник, предпочитавший смерть капитуляции и бой спуску флага.


   Прекратив действия веслами, команда быстро изготовила бриг к бою: заняли свои места у орудий канониры; заступил на пост у флаг-фала часовой с категорическим приказом Казарского стрелять в любого, кто попытается спустить флаг; висевший за кормой ял был сброшен в море и из двух 3-фунтовых пушек, перетащенных в ретирадные порты, открыт ответный огонь по неприятелю.
Казарский прекрасно знал слабые и сильные стороны своего брига. Несмотря на девятилетний возраст (не преклонный, но почтенный) "Меркурий" был крепок, правда тяжеловат на ходу. Прекрасно держал высокую волну, зато в штиль совершенно грузнел. Спасти его могли только искусство маневра и меткость канониров.


   Настоящий бой начался, когда "Селимие" попытался обойти бриг справа и дал залп своим левым бортом, от которого Казарскому удалось удачно уклониться. Далее .в течение получаса "Меркурий", используя весла и искусстно маневрируя, заставлял противника действовать только погонными орудиями. Но потом был поставлен между обоими кораблями.


   Густой рой ядер, книпелей и брандскугелей полетел в "Меркурий". На требования "сдаваться и убирать паруса" Казарский отвечал залпами карронад и дружным ружейным огнем. Такелаж и рангоут — вот "ахиллесова" пята даже таких гигантов как эти многопушечные великаны. Наконец, метко пущенные 24-фунтовые ядра "Меркурия" перебили ватер-штаг и повредили грот-брам-стеньгу "Селимие", что совершенно нарушило гротовый рангоут корабля и заставило его лечь в дрейф. Но перед этим он послал в бриг прощальный залп со всего борта. "Реалбей" настойчиво продолжал бой. В течение часа, меняя галсы, он бил бриг жестокими продольными залпами. "Меркурии" упорно отбивался, пока еще один удачный выстрел не перебил левый нок фюр-марса-рея турецкого корабля, который, падая, увлек за собой лисели. Эти повреждения лишили "Реал-бей" возможности продолжать преследование и в половине шестого он прекратил бой.

   Поскольку артиллерийская канонада, доносившаяся с юга, смолкла, "Штандарт" и "Орфей", посчитав "Меркурий" погибшим, приcпустили, в знак траура по нему свои флаги.

   Пока израненный бриг приближался к Сизополю (Созопол, Болгария), где базировались основные силы Черноморского флота, контуженный, с перевязанной головой А. И. Казарский подсчитывал потери: четверо убитых, шесть раненых, 22 пробоины в корпусе, 133 — в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 — в такелаже, разбиты все гребные суда.

   На следующий день, 15 мая "Меркурий" присоединился к флоту, который, извещенный "Штандартом" в 14 часов 30 минут вышел в море в полнсм составе.

   Подвиг брига получил высокую оценку противника. После боя один из штурманов турецкого корабля "Реал-бей" отметил: "Если в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все прочие затмить, и имя героя достойно быть начертано золотыми буквами в храме славы: капитан был сей Казарский, а имя брига "Меркурий".

   Экипаж "Меркурия", вписавший новую страницу в книгу русской морской славы, был щедро награжден и обласкан. А. И. Казарский и И. П. Прокофьев получили по Георгию IV степени, остальные офицеры — ордена Владимира IV степени с бантом, все матросы — знаки отличия военного ордена. Офицеров произвели в следующие чины, а Казарский еще получил и звание флигель-адъютанта. Всем офицерам и матросам была назначена пожизненная пенсия в размере двойного жалования. В офицерские гербы Департамент Геральдии Сената внес изображение тульского пистолета, того самого, что лежал на шпиле брига перед люком крюйт-камеры, а матросские штрафы были исключены из формулярских списков. Бриг получил вторым из русских судов памятный Георгиевский флаг и вымлпел.

   "Меркурий" прослужил на Черном море до 9 ноября 1857 года, когда поступило распоряжение "о разборке его по совершенной ветхости". Однако, имя его было приказано сохранить в русском флоте с передачей соответствующему кораблю кормового Георгиевского флага. Три корабля Черноморского флота поочередно носили название "Память Меркурия": в 1865 г — корвет, а в 1883 и 1907 — крейсера. Ходили под Андреевским флагом балтийский бриг "Казарский" и одноименный черноморский минный крейсер.

   В 1834 году в Севастополе по инициативе Командующего Черноморской эскадрой М.П. Лазарева, на средства собранные моряками, установили памятник, созданный по проекту архитектора А. П. Брюллова. Высокий постамент, на котором выбита надпись: "Казарскому. Потомству в пример", венчает бронзовая триера.

бриг (699x546, 111Kb)

   Итак, как это было…

   Сколько помню себя, я всегда что-то строил, ремонтировал, усовершенствовал...  И однажды это переросло в авиамоделирование.  Нет-нет, я не ошибся, именно "авиа".   Несколько лет я проходил в секцию самолетостроения, где успел построить несколько самолетов, полетать на них (один, кстати, до сих пор весит у меня на стене, как трофей тех времен), но!   Я чувствовал, что это не мое!  Я любил их строить, но вот летать...     И после первого крушения я задумался над всем этим. Починил летательный аппарат, продал его (мне одного самого, лучшего из построенных, вполне хватает), и решил завязать.

   Но, как говорится, руки чесались, строить что-то хотелось...  И здесь открылась вторая сторона хобби - корабли!  Еще в начальных классах я их рисовал, читал про них и собирал фотографии.  И вот, решил я заняться судостроением.

   Интернета у меня еще тогда не было, спросить не у кого, секций не было... одним словом - идеальные условия для осуществления задуманного!  Но я не сдавался.  Спустя какое-то время товарищ помог найти чертежи одного корабля.  Как Вы понимаете, этим кораблем оказался Меркурий. Это били 4 странички А4, в которых были чертежи и  размеры данного корабля.  Качество нереально ужасное (как копия с копии), что практически и цифр не было видно.  Но волей случая на следующий день отец принес точно такие же, но уже в идеальном качестве. И работа началась...

   Не смотря на то, что у меня не было ни схем как собирать, ни фотографий, ни материала (набора и подавно) - начал я с нуля.  Основным материалом для постройки корабля была бальза и липа для рангоута (но спустя несколько лет, я добавил такие породы дерева как:  орех, береза и красное дерево...)

   Просидев за книгами о кораблях, и за чертежами я составил свои собственные чертежи, по которым и начал собирать модель.  Первым делом я увеличил размеры в 1,5 раза (с масштаба 1:100 до 1:67). Это соответственно в 1,5 раза увеличило всю модель, что меня очень устраивало.  В первые полтора года я во многом преуспел. Уже был готов каркас (черновая обшивка палубы и корпуса); практически все детали палубы и рангоута.

   И казалось, что все близится к завершению... но я столкнулся с тремя проблемами. Причем эти проблемы были достаточно серьезными.  Первая их них - это  материал для чистовой обшивки (бальза не годилась для этого)...  Вторая - затемнение уже сделанных деталей под  цвет дуба (клеевые швы не окрашивались, делая переход цвета).  И третья - паруса и все, что с ними связано (но об этом позже).       Это все, можно сказать, завело меня в тупик.  С которого я не выходил почти 1,5 года.

   И только на 3-й год постройки, я вновь вплотную занялся кораблем.  С появлением интернета, я нашел море информации о бриге. Найденные фотографии полностью заставили меня переделать несколько деталей (ибо в чертежам не всегда можно понять истинный вид той или иной детали); доделать много чего, и определится с покраской.

   Слова словами, ну а теперь результат моего труда:    Обзор часть 1 / Корпус


Категория: Обзор постройки брига "Меркурий" | Добавил: serikoff (18.03.2009)
Просмотров: 6879 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1 BrigMercury  
3D модель то же Ваша?

О Меркурии вообще много неясного я имею ввиду чертежи. Сижу сейчас в архиве ВМФ. Нашел много интересного по Меркурию



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Copyright Serikoff Станишевский Сергей © 2009-2024
При копировании материалов ссылка на оригинал обязательна!  |