Обзор постройки катера HMS Alert 1777 _Работа над чертежами.
08.02.2025
Для тех, кто любит почитать, ниже будет много информации (которую я буду дополнять со временем). Ну а для остальных, кратко. Я долго изучал анатомию этого корабля и другие книги по такелажу (о них ниже), и создал собственную методичку по изготовлению рангоута и всего такелажа (вместе с парусами). Делал это для себя, и основывался на разных источниках, т.к. в анатомии очень много ошибок, опечаток и неточностей... а еще больше недосказанностей! Обо всем этом я буду писать ниже, аргументируя все исправления и предложенные в реализации узлов. Весь материал вы сможете скачать по этой ссылке на гуглдиск. Rigging Alert 1777 by Serikoff
Вот образец, как выглядят первые два эскиза, которые выполнены в масштабе 1:48 !!!
Т.е. при печате нужно указывать формат А0 (841 x 1189мм). В названии изображения "0" и "00" - это указанно. А саму методичку (названия с "01-11" ) можно распечатывать на формате А4 или лучше А3.
Может показаться, что я очень заморочился, но мне было интересно разгадывать эту головоломку (на протяжении 3х недель) и если бы кто-то до меня это уже сделал бы в таком качестве, я очень был бы ему благодарен. Потому, все материалы будут доступны бесплатно и если вы будете видеть, что кто-то строит этот корабль, можете поделиться ссылкой на эту статью, я уверен, что вам будут благодарны. Ну а при возникновении вопросов вы сможете написать и я постараюсь на них ответить. Так же буду благодарен за аргументированные коррективы, ссылаясь на источники (вариант "мне так кажется" - не принимается)))
Итак по порядку. На чем я базировался. Это вот эти книги.

Параллельно я изучал и многое другого (анатомии других кораблей), но помогал мне во всем этом ЧатДжиПиТи. На пару с ним мы постарались воссоздать максимально реалистичный макет такелажа. Я очень уважаю авторов всех книг, и в том числе и автора анатомии Alert, но углубившись в нее, можно найти просто кучу неточностей, опечаток и просто белых пробелов, таких как схема крепления такелажа к корпусу, ее просто нет. Я так же изучил вопрос диаметров тросов такелажа и на 11й странице методичке я постарался все их указать в масштабе 1:48. И здесь не подходит обычный пересчет по известной табличке размеров, так как трехмачтовый корабль очень отличается от одномачтового. На катере главный парус и самый большой это Mainsail и он подымался и опускался не так как на трехмачтовом корабле. И пропорции относительно всего корабля у него были существенно больше. Он опускался и подымался вместе с Gaff, а не собирался к мачте и Gaff. Соответсвенно и такелаж от этого отличатся и диаметры тоже. Так же в анатомии указаны одношкивные блоки в такелаже которые подымают Gaff, Square sail yard и удерживают снизу Boom. Я увеличил их до двух и двух шкивных, так как на кораблях такого класса и размера не было достаточно людей и нужно блыо компенсировать это количеством шкивов, чтобы уменьшить вес подымаемого объекта. Так же было мало места на палубе, чтобы достаточно людей смогло участвовать в работе над такелажем. По этой же причине ряд снастей были упрощены или объединялись. К примеру не было такого такелажа как: Sling, Vangs, Guy. А функцию Lifts выполняли нижние Sheet. На Topgallant sail yard не было ни Lifts не Brace. Этот парус удерживался только Topgallant sail yard Tie и снизу Sheet. Потмоу в сильный ветер его собирали и могли либо полностью спыстить на палубу либо закрепить к Topsail yard. Соответственно и Truss или Parrel ropes скорее всего не было, либо из ставили на момент стоянки. На Topsail yard можно было установить одно из этих двух снастей, (это не указанно в анатомии), но это допустимо, у себя я это отметил. Что при сильном ветре Truss не помешал бы. А вот с нижними двумя реями дела точно иные. За счет того, что Gaff должен был подыматься целиком и по матче ходили кольца к которым крепился Mainsail, то любые крепления нижних двух реев к мачте мешали бы этому, потому их там точно не могло быть. Исключение - время стоянки. Дополняя вопрос о Square sail yard, то на нем тоже не было не Lifts не Brace. Так как он целиком подымался и опускался на палубу такелажем Tie, где его и собирали. По этому, на Spreadyard не было Footrope, как и на остальных реях, кроме Topsail yard. В свою очередь Square sail yard удерживался только Tie и снизу Brace и Tack, а его маневренность была замкнута в снастях между Topsail и Spreadyard. Еще очень большая ошибка в анатомии это в расположении и методе крепежа блоков Boom topping lift, Peak halyard и Gaff Jeers. проблема в том, что если бы так все и было, как указано в анатомии, то Topgallant Mast не возмодно было бы опустить на Top rope, так как она бы упиралась в эти все крепежи. Потому я реализовал их по бокам от пути опускания мачты на римах с фиксацией блоков с крюками. В анатомии много таких моментов. Одним из таких это метод крепления снастей к мачте. По логике автора при повреждении такого крепления нужно было бы разбирать всю конструкцию сверху, чтобы надеть петлю на мачту. Потому я реализовал все крепления в центральной части мачты не по принципу петли, а при помощи завязок. В методичке это хорошо видно. Так же не указанно, зачем на корабле лебедка, и что ею подумали. То по всей логике - это должен быть самый тяжелий парус и это Mainsail на Gaff. Т.е. на лебедку наматывался Gaff Jeers. Это самые весомые замечания и изменения, но таких много. И если разобраться в логике и материалах, которые подтверждают эту логику, все становится на свои места. Если в текстовом варианте для вас было сложно понять написанное, я если будет время постараюсь реализовать это описание в картинках. Что касается блоков, то я указал минимальный асортимент, который должен быть на модели, а чтобы рассчитать размеры их - нужно толщину нити такелажа умножить на 12 и это будет блина блока. Но именно такелажа, не всей снасти, так как ее верхняя часть толще, а такелажная часть (конец) тоньше, вот именно этот диаметр нужно и умножать на 12.
И последнее, эта методичта и чертежи будут полезны для тех, кто как я и собирают Alert по набору от Тридент или собирают эту модель с нуля в масштабе 1:48. В ином случае, размеры нужно пересчитывать а чертежи подгонять под ваш размер.
______________
Продолжая вопрос с чертежами, чтобы уже закончить эту тему.
Я собрал еще один лист А0 в котором половина его занимает оригинальные чертежи из набора Тридент Модел (но в более читабельном виде, черным по белому, а не синим по голубому, что вообще не смотрибельно)... А на второй половине отмасштабировал к 1:48 корпус, вид сбоку и сверху, детали палубы, шлюпки и прочее. Для чего это мне и для чего может понадобится всем тем, кто будет собирать модель с набора Тридент Модел, но не просто скелет, а еще и захочет сделать обшивку, настил падубы и подобное. Я специально отмасштабировал все детали так, чтобы они соответствовали истинным размерам модели в масштабе 1:48. Да, по этим чертежам корпус не построишь, но не в этом его задача. Назначение чертежей - давать в реальном времени истинные размеры: ширины досок, размера и расположения гвоздевания, положение болтов и другой мелочи, чертежи шлюпок (которых нет в наборе), ну а так же габариты деталей, которые немного увеличены в наборе и по этим чертежам можно немного править размеры. Т.е. если у вас есть набор от Тридент Модел и вы хотите сделать обшивку и некоторые улучшения - это вам пригодится. А если вы захотите еще и такелаж с парусами сделать, то первые два листа и руководство вам в помощь. Делал все для себя, но повторюсь, не жаль и с вами поделиться.
Ниже будет образец листа А0, так как такой формат невозможно разместить. Оригинал вы можете скачать с ГуглДиска по этой ссылке.
Читать далее >>> Часть 1